К вопросу о сохранении традиционной культуры в системе жизнедеятельностинегидальцев в начале XXI вв. (по материалам экспедиции в район им. Полины Осипенко в2022 г.) 

Негидальцы – один из малочисленных народов тунгусо-манчжурской группы, который проживает на юге Дальнего Востока, в бассейне реки Амгуни. По переписи населения России 2010 г., негидальцев насчитывалось 513 человек [Всеросс. перепись нас. 2010 г.], в 2020 г. – 481 чел. [Всеросс. перепись нас. 2020 г.]. Всего в Хабаровском крае негидальцев насчитывается 467 человек. [Всеросс. перепись нас. 2020 г.]. Данная тенденция к уменьшению численности негидальцев требует всестороннего внимания к вопросам сохранения этноса, возрождения языка, культуры. Также актуальны задачи исследования современного социально-культурного, экономического состояния и изучения элементов традиционной культуры в системе жизнедеятельности этноса. 

В разное время к проблемам истории и культуры негидальцев обращались в своих трудах известные исследователи: Р. К. Маак, Л. И. Шренк, Л. Я. Штернберг, А. И. Лопатин, И. И. Гапанович, С. В. Иванов, Г. М. Василевич, В. И. Цинциус, К. М. Форштейн-Мыльникова, Е. П. Орлова, А. В. Смоляк, Ю. А. Сем, В. В. Подмаскин, С. В. Березницкий, А.М. Певнов, М. М. Хасанова и др.

Существует несколько теорий о происхождении негидальского этноса. Одна из главенствующих в науке связана с этнической историей и этногенезом тунгусов. Согласно этой гипотезе, тунгусы-эвенки появлялись и оседали в Приморье, Приамурье и на Охотское побережье волнообразно. Последняя «волна» на Охотское побережье состоялась приблизительно в XV в. [История и культура негидальцев 2013: 24]. Примерно в это же время состоялось освоение бассейна реки Амгуни, которое принято считать территорией, где негидальцы сформировались как отдельный этнос тунгусо-маньчжурской группы. Данная гипотеза была поддержана лингвистическими, этнографическими и археологическими данными (Г.М. Василевич, А.П. Окладников и др.). В пользу родства предков эвенков и негидальцев говорят сходство их языков, а также наличие перекликающих культурных традиций.

Самоназваниями являются негидальцев «елкан бэйенин», «на бэйенин» – здешний, местный человек или «Амгун бэйенин» - житель р. Амгуни. С середины XIX века в исторических источниках этнос стал упоминаться, как «негидальцы». Данный этноним производное от эвенкийского нге (низ, край) и гида (сторона), означает «живущие в нижней стороне».

Современные негидальцы расселены преимущественно в Хабаровском крае, в районах –им. Полины Осипенко, Ульчском, и Николаевском. Наиболее компактно негидальцы живут в сс.Владимировка, Удинск, Херпучи района им. Полины Осипенко (их принято считать верховскими) и в сс. Тахта, Тыр и Белоглинка Ульчского района и в рабочем посёлке Маго Николаевского района. Жителей двух последних районов относят к низовским негидальцам. Вероятно, предки негидальцев заселили эту область в процессе перехода от кочевья к оседлости.

Негидальский язык относится к северной ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы.Различаются два диалекта: верховский и низовский в соответствии с территорией проживания. Верховский диалект имеет много общего с языком эвенков, а низовский – с языками ульчей, орочей, нанайцев. Часть негидальцев владеет эвенкийским и нивхским языками.

В настоящее время среди низовских негидальцев наблюдается полная ассимиляция с соседними народами, утрата языка в отличие от верховских. Однако по данным на конец 2022 г.,численность низовских негидальцев превышает численность верховских. Только в Ульчском районе проживает 202 негидальца, а в районе им. П. Осипенко – 189 [ПМА 2022]. 

Район им. Полины Осипенко был образован в 1926 г., его современные границы были определены в 1963 г. Площадь района составляет 34,6 тыс. кв. км — 4,39% от общей площади Хабаровского края; отнесён к районам Крайнего Севера.Административный центр — село им. Полины Осипенко, расположено в 800 км от краевого центра — г. Хабаровска. Численность населения райцентра — 2,3 тыс. чел. [ПМА 2022].

Экономика района включает различные сферы хозяйственной деятельности: предприятия горнодобывающей и лесной промышленности, торговли, жилищно-коммунального и охотничьего хозяйства. Наибольший удельный вес имеют горнодобывающая и лесная отрасли. Наличие большого количества полезных ископаемых и лесных ресурсов, выгодное географическое положение, наличие автомобильной дороги, водного сообщения, начало строительства частной железной дороги создают хорошие предпосылки для экономического развития района.

Количество граждан коренных малочисленных народов Севера, проживающих в муниципальном районе им. Полины Осипенко, на 1 января 2010 г. составляло 480 чел. Их этническая принадлежность представлена следующими национальностями: эвенки — 247, чукчи — 1, нанайцы — 27, негидальцы — 175, нивхи — 12, удэгейцы — 7, ульчи — 8, шорцы — 3 [Янчев 2019: 151]. По данным на конец 2022 года в районе проживают 591 представитель КМНС, среди них: эвенки – 347, негидальцы – 189, нанайцы – 35, нивхи – 9, ульчи – 6, удэгейцы – 5 [ПМА 2022]. Негидальцы в районе распределены следующим образом – 95 чел. проживают в с. Владимировка, 26 – в с. П. Осипенко, 34 – с. Херпучи, 4 – Бриакан, 30 – с. Удинск [ПМА 2022].

Исторически хозяйство негидальцевкомплексное. Традиционно ведущими отраслямиявлялись охота на копытного, пушного зверя и рыболовство. Весной низовские негидальцы занимались промыслом морских животных. В настоящее время рыболовство является доминирующим занятием большинства негидальцев. Охота становится отраслью, где задействованы в основном только представители нескольких семейно-родовых общин, за которыми закреплены охотничьи угодья и в их собственности современное техническое снаряжение (бураны, оружие и т.д.). Из традиционного снаряжениянегидальские охотники зимой используют лыжи-голицы или лыжи, подбитые камусом, реже промысловые меховые унты. До начала 2000-х гг. активно использовали ручные нарты, оморочки для передвижений и транспортировки грузов. Сейчасперешли на современные виды транспорта – моторные лодки, снегоходы.

Рыболовством негидальцы занимаются практически круглогодично. Наиболее активные сезоны – конец лета и осень, в период хода кеты и горбуши. При добыче рыбы основным снаряжением являются сети разных видов, крючковые снасти, удочки. Зимой для подлёдного лова используется удочка-махалка, представляющая собой короткое удилище с длинной лесой, снабжённой грузилом и крючком на конце. В селе Владимировка подлёдная рыбалка популярна среди населения, особенно у женщин. 

Традиционным остаётся соблюдение промысловых запретов и обычаев. Перед отправлением на рыбалку и охоту обязательным является обряд кормления духа огня. Негидальцы считают, что дух огня Пудя (Подя) защитник, помощник и посредник между людьми и верховным божеством Сэвэки. К хозяину водной стихии, рек и озер обращались перед рыбалкой, переправой, во время ледостава и перед ледоходом. Во время проведения обряда в воду опускали угощения, брызгали спиртным. В экстренных случаях (шторм, переправа) использовали любые мелочи, имеющиеся в наличии, чаще всего монеты[ПМА 2022]. 

Также негидальцы выполняют ритуалы угощения духов отдельных природных объектов – гор, скал, озер, перевалов для получения удачи в промысле и для защиты от непогоды. Одним из самых почитаемых мест в районе им. ПолиныОсипенко является Чукчагирское озеро, с ним связаны множество легенд и преданий [Негидальские сказки 2019]. Территория озера - особые место, родина для негидальских родов. Из потомки приезжали на озеро, обращались к предкам и хозяевам места. По мнению некоторых информантов, хозяйкой озера является шаманка, которая утонула в водоёме пытаясь предотвратить войну между родами [ПМА 2022]. До конца 1980-х гг. негидальцы выезжали на о. Чукчагир для охоты, рыбалки и с целью посещения родового места. В 1988 г. на территории водоёма был образован государственный природный заказник «Ольджиканский» федерального значения. Проезд на данную местность затруднен. 

Хозяйкой местности с. Владимировка, по сведениям Дарьи Ивановны Надеиной (1942 г.р.), является собака, дух которой защищает ее жителей. Во время болезни собака может забрать болезнь себе и таким образом вылечить человека. По рассказам ее отца дух местности появляется в образе большой чёрной собаки [ПМА 2022]. 

В культуре негидальцев большой пласт тотемических воззрений относятся и к другим животным, в первую очередь к медведю, к птицам – лебедям и белоплечим орланам. 

Представления о медведе в негидальской культуре имеет несколько вариантов: 1. горный человек; 2. дух хозяин тайги; 3. хозяин всех медведей. Все варианты объединяет одна особенность медведя – умение видеть и слышатьвсё что делает и говорит человек, особенно охотник. За плохие проступки (хвастовство, зависть и др.). медведь может наказать промысловика. Поэтому необходимо соблюдать ряд запретов – нельзя громко говорить о медведе, ругать его, тревожить без необходимости. Несмотря на своюсвирепость и жестокость, хозяин тайги наделялся мудростью. Часто он приравнивается к родственнику, далёкому предку, к которому нужно относится почтительно. Негидальцы называют его «джяджя» - это уважительное обращение к старшему человеку, старику. По данным М.М. Хасановой, низовские негидальцы называли медвежат ойохон, взрослую самку – энин (мать), самца – этихэн (старик); верховские – заза (дядя) [История и культура негидальцев 2013: 161]. 

Отдельно выделяется ряд запретов, относящийся к человеку, получившему ранение от медведя – его называют по-негидальски галигда[ПМА 2022]. Он обречен на вечную неудачу, такого человека сторонились, ему запрещалось выходить на промысел, к его вещам, снаряжению никто не притрагивался и не использовал. Считается, эти предметы притягивают медведя, приносят неудачу [ПМА 2022]. Эти запреты соблюдаются и сегодня.

В настоящее время многие негидальцы крещенные, посещают православную церковь. Однако, это не мешает им соблюдать традиционные семейные обычаи, похоронные обряды и проводить ритуалы для привлечения удачи и поклонения предкам, хозяевам местности. 

На протяжении многих веков негидальцы,развивая художественную культуру, как и другие малочисленные этносы Севера и Дальнего Востока, сумели привнести особые черты в декоративно-прикладное искусство. Особенно выделяетсяженское искусство, которое включает выделку шкур, заготовку материалов (нитей, бересты, рыбьей кожи, природной краски), шитье удобной, прочной одежды и вышивка. Все предметыотличаются высоким качеством, красивой орнаментикой и эстетической ценностью. 

Мастерицы в декорировании используют различные техники: вышивка, аппликация, мозаика. Высшего мастерства негидальские женщины достигли в исполнении технологии мозаики из птичьих шкур. В прошлом в этой технологии шили детскую одежду, позже стали изготавливать ковры. Материалом для ковриков чаще служат разноцветные шкурки селезня, утки, филина, которые комбинируют с мехом пушных зверей. Особый восторг вызывают круглые ковры, похожие на солнце с расходящимися лучами в виде ярких изумрудных элементов на нейтральном фоне. По мнению мастериц круг – символ вечного движения, наполненный позитивной энергией, которое мастерица передает в процессе изготовления. Мастерица Д.И. Надеина считает, что«хороший, красивый ковёр сможет выполнить только самодостаточный, внутренне богатый человек» [ПМА 2022]. К сожалению, данная технология очень редко встречается у современных мастериц. Из-за трудоёмкости и сложности выделки, обработки хрупких, ломких птичьих шкурок они предпочитают более прочный материал. Остались единицы негидальских мастериц, владеющих традиционными приёмами мозаики из птичьих шкур. 

Более позднее направление в негидальском искусстве – ковры из ровдуги с вышивкой из разноцветных ниток. Основой орнамента является растительный мотив (трёх-лепестковый элемент) –изображение трилистника. Это многолетнее травянистое растение – вахта трехлистная (трифоль) – в высоту достигает до 30-40 см., листья тройчатые, цветки бледно-розовые или белые. Растет по берегам водоёмов, в стоячей воде, по моховым болотам и болотистым лугам. Из полевых материалов стало известно, что распространение этот элемент получил благодаря негидальскоймастерице Татьяне Ивановне Николаевой (1894-1969) [ПМА 2022]. Со временем трилистник стал ассоциироваться именно с негидальской вышивкой. Сами мастерицы представляют трилистник как символ жизни. Он обладает лекарственными свойствами и применяется для лечения различных заболеваний как у людей, так и у животных [ПМА 2022]. Кроме того, вахта трилистная одно из первых растений, прорастающее из-под снега после долгой зимы и становится спасением для сохатого в голодное время. А этот зверь для негидальца является основным источником пищи и материалов для шитья одежды, в прошлом для изготовлениятёплого жилища и промыслового снаряжения. 

У современных мастериц существует несколько обязательных правил при вышивке трилистника – лепестки обязательно должны быть двух или трёхцветными, внешний контур трилистника должен быть выполнен красной нитью, который символизирует жизнь [ПМА 2022]. Таким образом, негидальские мастерицы развивают декоративно-прикладное искусство, наполняя его смыслами и идеями, которые были переданы их предками из поколения в поколение. 

Подводя предварительные общие итоги изучения хозяйственного и культурного развития негидальцев на современном этапе, следует отметить, что они прошли сложный этнокультурный путь развития. Дореволюционныйпериод – характеризуется неразвитой экономикой, обусловленной традиционной хозяйственной деятельностью этноса, слабо развитым бытом, ограниченными общественными и торговыми контактами. За годы советской власти произошли существенные преобразования, последствия которых носят неоднозначный характер. Многие знания, традиций, обычаи, устное народное творчество за это время безвозвратно утрачены. 

Данные полевых материалов экспедиции показывают, что негидальцы несмотря на свою малочисленность, продолжает сохранять национальные чувства. В хозяйственной деятельности охотники используют современное снаряжение, но продолжают придерживатьсяпромысловых ритуалов и обычаев. Среди молодежи в возрасте от 30 лет чувствуется потребность в изучении родной культуры. На данный момент хранительницами негидальской культуры являются народные мастерицы, которые через своё искусство привлекают внимание к вопросу сохранения уникальной культуры и языка. 

Список источников и литературы 1. ПМА 2022 – Полевые материалы автора. Экспедиция в район имени Полины Осипенко, Хабаровский край, 2022.2. Всероссийская перепись населения 2010 г. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm дата обращения 23 января 2023 года. 3. Всероссийская перепись населения 2020 г. https://rosstat.gov.ru/vpn_popul дата обращения 17 февраля 2023 года. 4. История и культура негидальцев: историко-этнографические очерки. – Владивосток: Дальнаука, 2013. – 350 с. 5. Негидальские сказки, рассказы и обычаи. Составители Б. пакендорф и Н.Б. Араловаhttps://bolt-dev.dh-north.org/files/dhn-pdf/negidal.pdf дата обращения 17 февраля 2023 года.6. Янчев Д.В. Проблемы адаптации коренных народов Дальнего Востока в современных условиях (на примере негидальцев) // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. — 2019. — № 23. — С. 149-157.

В.Б. Малакшанова

Поделиться

0
АКМНС
Оцените автора
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.