Эвены

эвенкиЭвены являются одним из крупнейших по численности коренным народом Дальнего Востока и представляют собой северо-восточную ветвь тунгусов, объединявших эвенов и эвенков. До 1930-х годов они обычно не выделялись как самостоятельная этническая группа. Для обозначения эвенов пользовались термином ламуты, от эвенкийского ламу — море. Самоназвание «эвын», «эвэн» или «эвэсэл», означает, по одним данным, «спускающиеся с гор», по другим — «местный», «здешний» или «человек», «люди». По данным переписи 2002 года в России насчитывалось 19071 эвен. Большая часть из них проживает в Якутии — 11657 человек, остальные в других краях и областях Дальневосточного федерального округа, в том числе, в Хабаровском крае — 1272 человек, в Камчатском крае — 1779, в Магаданской области — 2527, в Чукотском автономном округе — 1409, незначительная часть — 427 человека — в других регионах страны.

Традиционным ареалом проживания эвенов в Хабаровском крае было побережье Охотского моря, и территории в районе рек Охота, Улья, Кухтуй, Ульбея, Кетанда. Далеко за пределами края известно национальное эвенское село Арка.

й25О происхождении эвенов среди исследователей нет единого мнения. Это связано, в первую очередь, с наличием в их среде двух различных по образу жизни и хозяйственной деятельности групп — оленные и пешие эвены, а также делением их на многочисленные родовые и территориальные подразделения, у каждого из которых была своя этническая история. Наиболее крупными родовыми образованиями эвенов были Годниканский, Горбиканский, Долганский, Киларский, Уяганский и другие рода. Большинство ученых связывает этногенез тунгусов с районами Байкала. Вероятно, эвены-оленеводы пришли на Охотское побережье с запада, из Якутии. В  формировании их этноса большую роль сыграли юкагиры. Пешие эвены имеют южное происхождение и предположительно появились в этих районах приблизительно в ХV веке. Однако взаимное смешение этих двух групп эвенов происходило постоянно. Оленеводы, по разным причинам потерявшие оленей, оседали вблизи рек или моря и занимались рыболовством и охотой, и наоборот, пешие эвены нанимались пастухами в оленеводческое стадо, приобретали оленей и становились таежными оленеводами.

й26Эвенский язык относится к тунгусская подгруппе тунгусо-маньчжурской группы Уральской языковой семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия — восточное, среднее и западное и один диалект (арманский). До 1932 года эвенский язык не имел письменности. Первоначально алфавит для эвенского языка был разработан на основе латинской графики, а в 1936 переведен на кириллицу. Хозяйственная деятельность эвенов носила комплексный характер. Основу ее составляли транспортное таежное оленеводство и охота, вспомогательными промыслами служило рыболовство, морской зверобойный промысел, собирательство и домашние ремесла. Отличительной особенностью хозяйства и быта эвенов был его кочевой характер. Промысловая деятельность требовала постоянных перемещений в поисках лучших угодий. Кочевой образ жизни определил особенности этнической одежды и пищи, средств передвижения, форму и конструкцию жилища. Многовековой опыт существования в суровых северных условиях, позволил эвенам создать оптимальное жилое сооружение — чум (элбым) — постоянное переносное каркасное жилище конической формы высотой до 3 м, диаметром в основании 5—7 м. Известен и другой вид жилища — чорами (чоралкам) — юрта цилиндро-конической конструкции. Хозяйственными постройками служили свайные амбары, помосты, лабазы.
эвены

Главным средством передвижения для эвенов-оленеводов был и остается олень, которого использовали под вьюк и для верховой езды. Нарты появились у охотоморских эвенов только в начале ХХ в. В них обычно впрягают двух оленей.

Каждый рабочий олень имеет свое предназначение, которому соответствует его название: учик — личный верховой олень, чорарук — олень, на котором перевозят разобранное жилище чорами, мосамта — передовой олень в нартенной упряжке, ведущей караван и др.

У оседлых эвенов незаменимым транспортным средством в зимнее время служили собачьи упряжки. В Охотском районе их использовали для перевозки грузов вплоть до 1960-х годов. Широко распространенным средством передвижения у  таежных жителей и  сегодня остаются лыжи. Широкие, подбитые камусом оленя или лося, они позволяли охотнику легко маневрировать среди деревьев и развивать очень высокую скорость. Известны эвенам и водные транспортные средства — лодки, долбленные и берестяные, — однако и к месту рыбалки они предпочитали добираться на оленях. Материалом для изготовления традиционной одежды эвенов служили меховые шкуры оленей, горных баранов и ровдуга. Сшивали все детали изделия нитками из сухожилий оленя и лося. Основным элементом этнического костюма, и женского и мужского, был кафтан распашного кроя, приталенного силуэта со втачными рукавами. 27В зависимости от сезона, его шили из осенне-летних или зимних шкур, при необходимости мех подстригали. Существовало несколько видов кафтана: найми — летний, ровдужный; дудыка — мехом вовнутрь и мука — мехом наружу. Кроме кафтанов, в комплект одежды входили нагрудник, меховые или ровдужные брюки, ноговицы, шапка, рукавицы и перчатки, пояс, шарф из беличьих хвостов и обувь — унты и торбаза. Во время кочевки в сильные морозы надевали специальную маску из беличьих шкурок, закрывающую нос и подбородок. Украшением для одежды служили разнообразные орнаменты в технике меховой мозаики и инкрустации, продержки и плетения из ровдужных полосок, вышивки бисером, хлопчатобумажными и шерстяными нитями и подшейным волосом оленя. Эвенские мастера достигли высочайшего уровня мастерства в  выделке и  художественной обработке кожи и меха. Они использовали тонирование ровдуги природными красителями, стрижку, бритье и выщипывание меха и другие технологии. Хорошо понимая декоративные особенности меха, народные художники умело находят гармоничные цветовые, фактурные, пластические сочетания. Недаром один из первых исследователей культуры эвенов А. Ф. Миддендорф, сравнил их праздничный костюм с испанским камзолом, а рукоделье назвал «блистательнейшим».

Помимо одежды, орнаментации подвергались домашняя утварь, седла, вьючные сумы, коврики на оленя, сумочки для предметов женского рукоделия и многое другое. Орнамент эвенов носит геометрический характер и состоит из простейших формообразующих элементов — концентрических кругов, треугольников, полукружий, пунктирных линий. Более поздними в искусстве эвенов являются растительные мотивы.

Безимени-28Владение швейным ремеслом было обязательным для всех эвенских женщин, однако, среди них выделялись особо талантливые, превращающие утилитарные предметы в произведения декоративно-прикладного искусства. Народная память и музейные коллекции хранят имена выдающихся мастеров: Любови Иннокентьевны Сергучевой, члена Союза художников России, Дарьи Иннокеньевны Шумиловой, Марии Егоровны Андреевой, Марии Родионовны Афанасьевой, Соколовой Ульяны Алексеевны, Сторожевой Дарьи Семеновны и др.

Верования эвенов представляют собой сложный комплекс взаимопроникающих элементов традиционных воззрений и христианства, прочно вошедшего в культуру этноса уже к началу Х1Х в. В основе традиционного мировоззрения эвенов лежат древние анимистические представления, вера в существование духов-хозяев мест, стихий, объектов неживой природы и животных. Наиболее важными были культ огня, культ гор (перевалов), культ медведя. Особо почитаемым был дух-хозяин огня: к нему обращались за советом, отправляясь в путь или на промысел; ему давали угощения, садясь за трапезу или войдя в чужой дом. С духом огня связаны многочисленные запреты: нельзя колоть огонь острыми предметами, плевать в костер, наступать на старое кострище, даже сквернословить у огня. Эвены искренне восприняли православие: носили, не  снимая, нательные кресты, бережно хранили в ровдужных чехлах иконы, которые во время кочевок вместе с семейными реликвиями возили на специальном олене, отмечали все православные праздБезимени-29ники. Культ медведя у эвенов находит свое проявление и в наши дни. В прошлом для них был характерен медвежий праздник; сегодня сохраняются ритуалы, связанные с охотой и обработкой медведя. В частности, голову и кости убитого животного «хоронят» в лесу, на специальном помосте биркэне, женщины, обрабатывая шкуру медведя, привязывают на запястье колокольчики, которые, как предполагалось, должны ввести в заблуждение душу убитого медведя: услышав звон колокольчика, она подумает, что рядом с ней не женщина, а олень.

Большое значение для эвенов имел шаманизм. Вплоть до 1980-х годов в оленеводческих стойбищах Приохотья сохранялась шаманская практика.

Основу питания эвенов-оленеводов составляют, преимущественно, мясо диких оленей, горных баранов и рыба. Домашние олени использовались в этих целях крайне редко. Тушу животного съедали полностью, без отходов. Внутренности отваривали, свежую кровь пили теплой. Деликатесом считалась сырая печень, костный мозг, глаза, горловина, почки и легкие. Запасов, как правило, не  делали. На  длительное хранение готовили только топленый жир, рыбную муку и в ХХ веке стали замораживать лосось. Мясо и рыбу употребляли в сыром, вареном, сушеном, жареном и мороженом виде. Приправами служили дикий лук, чеснок, черемша, сарана. Многие оленеводы употре
бляют оленье молоко. В прошлом, эвены никогда не ели грибов, считая их пищей оленей. Несмотря на доступность новых продуктов, система питания эвенов и в наши дни во многом сохраняет традиционные черты. Исследователи установили, что северный тип питания эвенов белково-липидный, так как пищевой рацион в основном состоит из мясных, рыбных и молочных продуктов. Основные биохимические компоненты питания: белки, углеводы, жиры. Эта информация зафиксировалась генотипом и, соответственно, передается из поколения в поколение. В современных условиях начинает доминировать углеводно-белковый тип питания, что влечет за собой изменение обмена веществ. В конечном итоге за этим последует нарушение исторически установившихся механизмов метаболизма, что оценивается специалистами как одна из причин дестабилизации здоровья всех народов Севера. В связи с этим проблема рационального питания и сохранения исторически обусловленного рациона становится одной из главных в вопросе сохранения этноса. В качестве средств лечебной медицины эвены использовали различные дикоросы, смолу лиственницы, желчь медведя, струю кабарги, кору и ветки кедрового стланика. Широко употреблялась в медицинских целях горячая кровь оленя. Она считалась хорошим кроветворным, общеукрепляющим средством, ею лечили ожоги, болезни желудка. Известны случаи применения народными лекарями хирургических методов лечения.

й30Эвены пользовались двумя видами календарей. Один, более традиционный, «по частям тела», другой — собственно православный изготавливался в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты. У эвенов новый год начинался с июня — месяца солнца, воды и новой зелени. Июль — месяц травы, означал макушку лета, август — увядания зеленого покрова земли. С сентября начинался счет движения Солнца по телу человека. Счет месяцев исходил от кисти правой руки, поднимался до локтя, затем шёл вверх на плечо, от него — на темя головы, потом вниз на плечо, локоть и завершался кистью левой руки. Так антропоморфное представление солнцеворота предполагает своеобразное восприятие космического ритма природы.

Для эвенского фольклора характерны различные жанры: сказки, исторические предания, эпос, заклинания, песни-импровизации, загадки и поговорки. При исполнении произведений эпического характера широко использовалась песенная передача былины и для каждого героя существовала своя, особая мелодия. В традиционном народном искусстве эвенов значительное место занимает хороводный танец «Хэдьэ», имеющий в прошлом религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводятся и в наши дни весной на ежегодных традиционных встречах оленеводов. «Хэдьэ» исполняется под ритмические выкрики, произносимые запевалой и повторяемые участниками хоровода.

Эвены — один из немногих коренных народов Севера, сохранивших традиционный образ жизни. В советские годы оленеводство, имея государственную поддержку, активно развивалось, давая почву для сохранения этнического хозяйства, быта, языка и культуры. В Охотском районе существовали колхозы-миллионеры, имеющие почти 30 тысяч оленей. Сегодня поголовье снизилось до 6 тысяч, в основном это частные стада. В районе функционирует единственная оленеводческая территориально-соседская община «Виточан», возглавляемая Андреем Иннокентьевичем Громовым. Заслуженные оленеводы, ветераны труда Чириков А. С., Слепцов Д. А., Дегтярев Н. К., Безносов Р. Е., Сергучев Н. П., Громов Д. А. и многие другие прославили нелегкий труд оленеводов, посвятив жизнь делу предков.

 

Поделиться

0
Рейтинг
Поделиться с друзьями
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края