Эвенки (самоназвание — эвэнки), также известны как тунгусы и орочены, — один из тунгусо-маньчжурских народов, расселенный по Сибири и Дальнему Востоку. В Хабаровском крае проживают в Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском, Верхнебуреинском, Охотском районах и районене им. П. Осипенко. Численность эвенков в крае по переписи 2002 года составила 4593 чел. До 1931 года наряду с эвенами известны как тунгусы. Происхождение этнонима эвенк возводят к древним оленеводам увань, которые упоминавшихся в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен — «оленные» (Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгусски), килэ — килен (от Лены до Сахалина), солон — «верхние по течению» (часть амурских эвенков), хамниган — монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары, самагиры, манегиры, мурчены и т. д. За многие годы кочевой народ освоил суровые горно-таежные районы Хабаровского края, свидетельством этому является топонимика: Аланап («место пере вала»), Амут («озеро»), Нелькан («место весенних встреч», Аян («залив»). Охотники, оленеводы и рыболовы издавна кочевали по своим семейно-родовым угодьям, которые охватывают ныне места их компактного проживания. В качестве примера можно привести родовые наименования эвенков района им. П. Осипенко, относящих себя к следующим родам (эвенк. омук): Лалигир (Яковлевы), Эден (Соловьевы), Бута (Спиридоновы), Бэтум (Павловы). Представителей названных родов можно отметить на всех территориях проживания эвенков края. По карте расселения племен и народов Сибири в 17 веке род Мэкэгиры ~ Мокогиры ~ Макагиры (ответвление Бираров «речников») зафиксирован на территории проживания аяно-майских эвенков.
Согласно современной лингвистической классификации, на территории Хабаровского края распространено восточное наречие эвенкийского языка (алтайская семья, тунгусо-маньчжурская группа), включающее сибилянтно-спирантные диалекты и говоры, или секающе-хакающие диалекты и говоры. Письменность на основе латинской графики существовала с 1931 года, с 1937 — на основе русского алфавита. Функционирование языка на территориях компактного проживания в большинстве своем ограничивается лишь старшим поколением эвенков, исключение составляют семьи оленеводов, ведущие кочевой образ жизни. Но все же, несмотря на угрозу исчезновения языка эвенков, забвения устного наследия, и сам язык, и устное народное творчество продолжают сохраняться в местах их компактного проживания. Именно поэтому наиважнейшее значение для сохранения самобытного этноса в наше время имеет созданное ими нематериальное наследие — сам язык, фольклор, мировоззрение, опыт духовной жизни народа. Устное наследие включает весь опыт их материальной, социальной и культурной жизни. И главным в традиционной культуре эвенков является тысячелетний опыт жизни в непосредственной природе, отраженный в нематериальном наследии эвенков.
В селах компактного проживания эвенки занимаются охотой, оленеводством и рыболовством. Занятия данными видами производства способствуют сохранению в быту орудий труда, снаряжений, наименований домашнего оленя, диких животных и птиц, имеющих промысловое значение, производственного костюма, народной кухни и медицины, а также обрядовой культуры.
Кочевой образ жизни определил создание предками эвенков сборно-разборного конического чума дю из жердей и шкур животных, и особый тип костюма, приспособленный к передвижению в горно-таежных районах, — составной распашной костюм «тэты ~ тэтыгэ». Вся домашняя утварь была приспособлена к частым перекочевкам, а именно: вьючные сумы с берестяной основой — инмэки, которые прикреплялись к вьючным седлам — эмэгэн; меховые ковры — покрышки для вьюков — кумаланы, несущие как утилитарную, так и эстетическую функцию, невысокие столики для еды и посуды. Временно ненужные вещи хранились в свайных амбарах — нэку.
Основной рацион эвенков составляла пища из мяса дикого копытного животного, дичи, оленьего молока. Изготавливались следующие блюда: орочо — сушеное мясо, кёня — сушеная кровь, имурэн — костный жир, барчу — вяленая рыба, султа — сушеная горбуша, монын — толченая голубика, залитая оленьим молоком, корчак — взбитое оленье молоко. Народную медицину этого народа следует рассматривать как неотъемлемую часть ежедневного питания. Оленья кровь — аналог современного гематогена, напиток из шиповника — источник витаминов. Медвежий жир использовался как средство против ожогов и обморожений, а также при простудных заболеваниях. Эвенки — оленеводы и охотники — разработали свою профессиональную лексику, которой пользуются в общении. На это указывает половозрастная дифференциация домашнего оленя: иркин бык — олень в период обдирания рогов; учак — верховой олень; вангай — яловая важенка; сонгчан — олененок до 1 года и т. д. Сегодня оленеводство у эвенков края, как нерентабельный вид производства, находится в критической ситуации, им занимаются лишь отдельные семьи в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах. Это небольшие семейно-родовые хозяйства, которые кочуют в тайге с оленями и пытаются сохранить традиционный вид деятельности и образ жизни. В Аяно-Майском районе на 2011 год насчитывается 506 голов оленей, лишь 5 семей занимаются выпасом оленей. В поселении Тугур Тугуро-Чумиканского района занимается оленеводством Соловьёв Константин Семёнович — почётный гражданином Тугуро-Чумиканского района, пенсионер. Со своими сыновьями он содержит частное стадо оленей в количестве ста голов. На протяжении всей жизни не оставляет он оленеводство, занимается охотой, ведёт традиционный образ жизни. Охота на пушного зверя и крупных копытных животных (лося, дикого оленя) остается одной из ведущих видов деятельности для основной части эвенков Хабаровского края. Это сезонная работа, обычно с ноября по март. Наибольшую ценность в охотничьем промысле представляет соболь, имеющий высокое товарное значение.
Шкурки соболя — это заработок охотника, возможность прокормить свою семью и подготовиться к новому охотничьему сезону. В с. Владимировка района им. П. Осипенко трудится семейно-родовая община «Юктэ» братьев Яковлевых (глава общины — Э. Е. Яковлев). Одним из направлений деятельности общины является охотничий промысел. За общиной закреплены те охотничьи угодья, на которых охотился отец Яковлевых — Егор Федорович. Он приучил сыновей с малых лет выполнять древний эвенкийский обряд — нимат, по которому охотник делился с добычей своими односельчанами и родственниками.
По представлениям эвенков, огонь — это посредник между человеком и высшим божеством. Самой распространенной формулой у восточных эвенков, произносимой при обряде кормления огня, являются слова: «Бугакакун, боридякал!» — «Небо Буга, одаривай!». Один из значимых и востребованных обрядов в жизни охотников-оленеводов является обряд «Улганни ~ Хулганни». Это обряд поклонения духам — хозяевам труднодоступных мест, горных перевалов, опасных мест. При его проведении участники обряда на молодых деревьях подвязывают ленточки из ткани и угощают имеющейся едой. В обряде приоритет отдается женщине, именно она вешает ленточки на молодые деревья, произносит заговоры. Мужчины лишь одаривают это место чем-либо, принадлежащим им (папиросы, спички, еда). Сохранение традиционных видов деятельности позволяет поставлять материал эвенкийским мастерицам, достигшим совершенства в художественной обработке меха и кожи.
При выделке шкур животных они пользуются легкими и небольшими по объему орудиями обработки шкур, которые раньше перевозились в специальном мешке — кэдэрэрук. Их размер обусловлен удобством при частых перемещениях, так как они занимали мало места.
Эти орудия обработки назывались: у — скребок первичной обработки, чучун — скребок вторичной обработки, нюливун — 1. железный скребок без зубцов для соскабливания шкуры, 2. деревянная палка длиной 1,5 метра и диаметром 10—15 см, кэдэрэ — кожемялка. Ими женщины подготавливали необходимый материал для изготовления изделий — одежды, обуви, перчаток, головных уборов, ковров. Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию.В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Основными приемами декора изделий у восточных эвенков следует назвать: вышивку бисером, меховую мозаику, вышивку цветными нитками, вышивку подшейным волосом. Семантику декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде — это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины. Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно читать, получая определенную информацию в результате расшифровки. Сегодня каждая из мастериц продолжает традиции своего народа в области декоративно-прикладного искусства: Дьячковская В. П., Борисова Е. Д., Умрихина Л. Ф., Архипова Е. П. (Аяно-Майский район), Владимирова А. В. (Тугуро-Чумиканский район), Казарова А. Н., Семенова Е. А. (район им. П. Осипенко). Очень плодотворно и профессионально работает народная мастерица Л. Ф. Умрихина — участница и победительница международных фестивалей мастеров и художников Севера РФ, краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу».
Эвенкийский фольклор богат и разнообразен, и представлен следующими жанрами: иты — заповеди, оде — обереги, алга — благопожелания, тагивка — задания, нимнгакан — мифы, икэн — песня. Собирателем эвенкийского фольклора был Константинов В. С., житель с. Аян, бывший редактор районной газеты «Звезда Севера», автор эвенкийских новелл.