Вадим Дяфу, председатель правления общественной организации
коренных народов Севера и Приамурья города Комсомольска-на-Амуре
В 2016 году перед праздником 9 Мая на сайте «Память народа» были опубликованы наградные листы участников Великой Отечественной войны. Там-то я и обнаружил документы о награждениях моего отца - Михаила Ивановича Дяфу (1922 г. р.). Отец не любил рассказывать о войне, и поэтому прочитанное описание, как он воевал, было для меня шоком. Простой скромный сельский учитель на самом деле оказался героем с большой буквы.
Вот выписка из наградного листа на орден Славы третьей степени: «В районе Бона, двигаясь в боевых порядках, заметил пулемет противника, мешавший дальнейшему продвижению подразделений. Зайдя в тыл пулеметной точки, Дяфу из автомата в упор расстрелял расчет пулемета, убив при этом 2-х немцев. 28.03.1945 г. под артминометным огнем противника ворвался в город Дьер. Очищая улицы от противника, заметил в одном доме скопление немецких солдат, которые вели по наступающим огонь. Дяфу незаметно пробрался к дому и гранатами истребил 10 немецких солдат и 2-х взял в плен. В районе Пандорф, доставляя донесение в штаб батальона, встретился с группой немецких солдат. Дяфу смело вступил в бой и автоматным огнем уничтожил 4-х немецких солдат, своевременно доставив донесение».
Войсковая часть, где служил отец, после войны располагалась на западной Украине, и ему до демобилизации в 1946 году пришлось повоевать с местными «лесными братьями».
Уже в зрелом возрасте в 1952 году он поступил в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Там же училась моя будущая мама Дечули Вера Константиновна (1927 г. р.). Фамилию Дечули мама сохранила после замужества. Так традиционно поступали все женщины нашего рода.
После окончания института родителей направили на работу в школу села Тулинское Ульчского района, отца - учителем истории, маму - учителем географии. Там родились два моих старших брата: в 1958 году - Миша, через год - Костя, а в 1963 году я.
Чтобы мама не отрывалась от работы, с нами жила и нянчила детей бабушка по отцу - Наталья Яковлевна (1888 г. р.). Она прожила до 90 лет.
Мой дедушка - китаец, которого звали Иван Дяфу, трагически погиб на работе в Булавинском колхозе еще в 1943 году, когда отец воевал на фронте.
Кстати, фамилия Дяфу нам досталась уже в советское время, по воле какого-то переписчика. На самом деле деда, со слов отца, звали Син-Дяу или Цин-Дяу, а Иванами тогда называли всех китайцев. А брату деда досталась фамилия Дявгада, теперь очень слышимая на Нижнем Амуре.
По воле того же переписчика (очень хотелось бы узнать, кто этот человек) у ульчей появилось огромное количество фамилий, которые на самом деле были именами. Например, такие, как Ыча, Еюка, Кагу, Кай, Кавта, Даргачи и Кева, были именами людей из рода Дечули.
Кроме отца, дед с бабушкой вырастили шестерых детей, еще несколько детей умерло в младенчестве. Очень показательно для того времени, что разница в возрасте между старшей сестрой отца и младшей Людмилой (1937 г. р.) составляла около тридцати лет. В 1928 году с Амура насильно депортировали в Среднюю Азию китайцев и корейцев, семью деда, несмотря на то, что бабушка была ульчанкой, вывезли в Хабаровск.
Старшая сестра отца, которая была замужем за китайцем и имела уже детей, пешком зимой пошла в Китай. Судьба ее неизвестна. А дед встретил в Хабаровске какого-то советского начальника, который партизанил на Нижнем Амуре в Гражданскую войну. Он знал, что дед помогал партизанам, и разрешил ему вернуться в Булаву.
В 1965 году родителей перевели на работу в родное село. Там тогда жили почти все родственники отца и мамы, в том числе родители мамы - Константин и Бабага Дечули. Кроме мамы, у них был старший сын - Павел Константинович Дечули, который в то время был директором Булавинской школы. 30 октября 1964 года они с сыном шли на рыбалку. Костя (мой двоюродный брат) провалился под лед, и дядя Павел нырнул за ним. Оба погибли. Думаю, что именно с этим связан перевод родителей в Булаву.
Все мое детство у меня в воспоминаниях ассоциируется с дедом Костей и бабушкой Бабага. То тепло и любовь, которые они дарили своим внукам, невозможно передать словами.
Зимой 1975 года дедушка сильно заболел, бабушка в то же время чувствовала себя нормально. Ночью 16 января сердце дедушки остановилось, а под утро, когда бабушка по глазам окружающих поняла, что деда больше нет, у нее тоже остановилось сердце.
В свидетельствах о смерти, которые я храню, указано, что деду было 88 лет, а бабушке 79 лет, но все родные утверждали, что бабушка была старше деда. Уточнить теперь невозможно. 16 августа 1946 года дедушка Константин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Родители работали в Булавинской школе, учительский коллектив которой в те годы был ядром ульчской интеллигенции. И отца, и маму отличала принципиальная позиция в отстаивании прав своего народа.
В своей книге «Дороги и пороги» Борис Николаевич Ван - большой друг моих родителей, описал, как готовилось и переправлялось письмо в ЦК КПСС от имени ульчской интеллигенции о притеснениях местного населения партийной властью. В то время подписать подобное письмо решались не все, но родители подписали. Правда, ничем хорошим это письмо не обернулось, особенно для Бориса Николаевича.
Мама до самой смерти в 2000 году работала. После работы в школе перешла в «Центр ульчской культуры» преподавателем декоративно-прикладного искусства. В свое время мама была классным руководителем у таких ныне признанных мастеров ульчской культуры, как Иван Павлович Росугбу и Людмила Борисовна Хатхил.
Отец умер в 2010 году в возрасте 88 лет. До самой смерти вел активный образ жизни, выписывал газеты и журналы, интересовался новым в законодательстве, живо реагировал на все. В Булаве люди с теплотой рассказывали мне о том, как отец, даже когда ему было за 80, помогал людям писать обращения в суд, в прокуратуру, в пенсионный фонд и т. д.
После окончания средней школы в 1979 году я не живу в Булаве, но всегда два-три раза в год приезжал к родителям, привозил на лето детей. И сейчас регулярно приезжаю, к сожалению, чаще по скорбным поводам. Общаясь с земляками, вижу, что моих родителей в селе помнят и чтут.
Сам я сейчас проживаю в Комсомольске-на-Амуре. Каждый год 9 Мая с внучкой несем портрет отца на шествии «Бессмертного полка». Лиза перешла в третий класс. В школе на уроках патриотического воспитания с гордостью рассказывает о своем прадедушке. Она также является участником фольклорного детского ансамбля «Хосикта». Сейчас к отчетному концерту разучивает песню на ульчском языке.
P.S. В апреле 2018 года в Испании родился Алексей Диегес-Дяфу, пока что самый младший из правнуков моих родителей. Жизнь продолжается и добавляет новые интересные краски в историю моей семьи.
По материалам газеты "Тихоокеанская звезда" (https://www.toz.su/newspaper/my_dalnevostochniki/skromnoe_obayanie_predkov)