Киле Ксения. Вклад коренных народов в Победу в Великой Отечественной войне

Киле Ксения, 8 класс МБОУ СОШ с. Ачан Амурского района

«Истинное геройство заключено не в руках, а в сердце и в голове»
Герман Мелвилл

Мужественно сражались с врагом представители коренных народов Приамурья - ульчи, эвенки и другие. Прирожденные следопыты и охотники, на фронте они становились первоклассными снайперами и разведчиками. За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны более 2 тысяч представителей коренных народов Дальнего Востока были награждены орденами и медалями.

Важную роль на фронте сыграли нанайцы. Их отличает хладнокровие, выдержка, находчивость, отвага и смелость. Они верны данному слову, надёжные товарищи. Все эти качества ярко проявились на войне. В большинстве случаев нанайцы на фронтах показали себя хорошими разведчиками, стрелками, снайперами, связистами, артиллеристами, танкистами.

kileks1
Николай Батунович Киле

Одним из них был Николай Батунович Киле – участник разгрома Квантунской армии Японии в Манчжурии, разведчик, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, блестящий лингвист, фольклорист, этнограф, историк религии, занимавшийся исследованием самых сокровенных сторон лексической и морфологической систем тунгусо-манчжурских языков. Был награжден Медалью «За отвагу» и нагрудным знаком «Отличный разведчик».

Н.Б. Киле родился в старинном нанайском стойбище Болонь и лет до 17 лет носил совсем другое имя – Боччори («неприглядный»). У нанайцев издавна бытовал обычай давать детям некрасивые имена. Считалось, что в таком случае злые духи не будут проявлять к ним нездорового интереса и это обеспечит ребенку удачу в жизни. Трудно сказать, сыграло ли свою роль это старинное нанайское поверье, или причиной тому стали совсем другие обстоятельства, но удача действительно сопутствовала Н.Б. Киле всю жизнь. Она сохранила ему жизнь в годы войны, участником которой он был, она же привела его в студенческую аудиторию, а потом и в научную лабораторию, сделала ученым – известным в стране и за рубежом специалистом по проблемам истории и развития нанайского языка.

kileks2

В 1946 году командование направляет его на дальнейшее обучение. Но выходит приказ Сталина о демобилизации всех учителей из армии. Николай Киле отказывается от карьеры профессионального разведчика и уже второй раз возвращается в родную школу, чтобы учить детей грамоте.

Несколько лет он работает в Болонской школе учителем начальных классов. В 1948 году выходит Постановление СНК «О мероприятиях по улучшению работы начальных и средних школ народов Крайнего Севера». Талантливого сельского учителя направляют на учебу в Ленинград – в государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.

kileks3

Перу Н.Б. Киле принадлежит несколько десятков интереснейших работ по архаичной лексике, связанной с религиозными представлениями нанайцев, ульчей и других народов Амура, что дает богатую пищу для этнографов и историков религии, а также по самобытной нанайской антропонимии. Практически все работы Н.Б.Киле в этой области по праву считаются пионерными, но особенно широкую известность принесла ему монография, посвященная семантической, морфологической, фонетической и синтаксической характеристике такого своеобразного раздела нанайской лексики, как образные (изобразительные) слова.

Главным источником образных слов является фольклор. Николай Киле был участником масштабного социолингвистического исследования в 60-х годах прошлого века. В это время ему удалось собрать уникальные материалы по фольклору - сказки, мифы и легенды. Именно они легли в основу 11-го тома «Нанайский фольклор».

Поделиться

0
Рейтинг
Поделиться с друзьями
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края