Любовь Одзял: «Нельзя превращать коренных в браконьеров» 

Любовь Одзял: «Нельзя превращать коренных в браконьеров»

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Хабаровского края, вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ по ДФО Любовь Одзял рассказывает о том, как отстоять права на добычу рыбы и почему многие отказываются покупать кету в магазинах.

В прошлом году жители Приамурья оказались на грани катастрофы: рыбы оказалось настолько мало, что многие даже не выловили положенные им лимиты и заготовили кеты меньше обычного. Для представителей коренных малочисленных народов, проживающих вдоль Амура, это очень тяжелая ситуация, ведь их рацион почти полностью состоит из рыбы. Так было веками. Поэтому заменить кету тушенкой  или сосисками из магазина люди физически не могут. В эту путину рыбы было больше. Тем не менее, жители Приамурья столкнулись с новыми сложностями, они касаются правил добычи. О том, как соблюсти компромисс, чтобы обеспечить людей рыбой и сохранить экосистему Амура, «КМНСОЮЗ-NEWS» рассказала вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по ДФО, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Хабаровского края Любовь Одзял.

 Любовь Александровна, как прошла путина в этом году? Будут ли коренные народы Хабаровского края с рыбой в этом году?

– Несмотря на значительное снижение численности кеты осенней, меры, разработанные рыбохозяйственной наукой и правительством края, позволили пропустить рыбу вверх. Люди, забывшие вкус кеты, вволю утолили голод, наелись от души, заготовили юколы, посолили рыбы, заморозили, все очень довольны. Хорошие новости и с рыбоводных заводов, план по закладке икры выполнен. Испытываю огромную благодарность ко всем, кто твердо отстаивал жесткие меры пропуска, несмотря на сильное сопротивление со стороны некоторых промышленных предприятий. 2022 год показал, что всегда возможен компромисс и нет необходимости запрещать какие-либо виды рыболовства, но всем нужно быть готовым к вводу ограничений.

2022 год показал, что всегда возможен компромисс и нет необходимости запрещать какие-либо виды рыболовства, но всем нужно быть готовым к вводу ограничений.

 Недавно вы инициировали сбор подписей против того, что представителям коренных народов устанавливают участки для рыбалки за десятки километров от места проживания, в результате многие пожилые люди и инвалиды не имели возможности доехать до разрешенных территорий. Из-за чего так получилось? Можно ли найти компромисс?

– Это затронуло только жителей населенных пунктов на реке Амур. Данная ситуация возникла из-за того, что мнение самих представителей коренных народов не учитывалось при установке для них мест добычи, а предложения по внесению изменений в перечень мест были проигнорированы. Это привело к тяжелым последствиям, люди остались без участков для лова, фактически их сделали браконьерами. Хотя этого легко можно было избежать, если бы Ассоциации коренных малочисленных народов Хабаровского края позволили заблаговременно проработать этот вопрос совместно с правительством края. Сейчас получаем ответы на коллективное обращение. Думаю, что вопрос этот решаемый, комитет рыбного хозяйства края прислушивается к мнению населения.

 Сколько рыбы в среднем разрешается выловить одному человеку?

– В каждом районе установлены свои лимиты. Например, 200 килограммов в общей сложности могут выловить жители Охотского района, по 100 килограммов получают жители других северных районов, реки Амур и подзоны Приморье.

Нынешняя система, когда для каждого вида рыбы выделяется по 50-100 килограммов, лучше и справедливее!

Ранее устанавливалось 50 килограммов на все виды тихоокеанских лососей в каждом районе, приходилось это количество делить на несколько видов. Дело в том, что в одной локации ловится горбуша, кета, кижуч, нерка, а где-то – только кета и горбуша или горбуша, кета летняя, кета осенняя. В итоге объемы вылова получались совсем небольшие, по 12-15 килограммов.

Безусловно, нынешняя система, когда для каждого вида рыбы выделяется по 50-100 килограммов, лучше и справедливее!

За освоенные лимиты люди, естественно, отчитываются. Документы подают раз в год до 20 января, это обычная процедура, прописанная в правилах рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

 На ваш взгляд, какие положения необходимо прописать в региональном и федеральном законодательстве, чтобы защитить интересы коренных малочисленных народов Приамурья?

– Я считаю, что необходимо вывести регулирование традиционного рыболовства физических лиц из сферы действия региональных комиссий по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. Дело в том, что в последнее время участились случаи нарушения прав коренных народов из-за предвзятого отношения со стороны членов комиссии. Возникает ощущение, что чиновники не заинтересованы в решении проблемных вопросов коренных малочисленных народов, а ведь это судьбы десятков тысяч людей.

 Многие представители коренных народов в прямом смысле «привязаны» к Амуру, они не могут переехать даже в Хабаровск из-за того, что и в магазинах краевой столицы сложно купить свежую местную амурскую рыбу. Почему так происходит?

У коренных малочисленных народов, которые веками жили вдоль рек и занимались рыболовством, очень жесткие требования к состоянию рыбы.

– Мы никогда не покупаем рыбу, так как единственная рыба, в которой ты можешь быть полностью уверен, это пойманная самим рыбаком. Коренные народы Приамурья не едят старую рыбу, а в магазинах свежей нет. Там рыба такого вида и качества, что страшно смотреть, не то что покупать. Конечно, в магазинах рыба есть и она пользуется определенным спросом у горожан. Но те, кто «живет на рыбе», сразу видят, что продукт «второй свежести». Мы с мужем сколько смотрели эту рыбу, он ни разу не одобрил. Вроде написано свежая, а он-то видит, какая она на самом деле.

 А почему так происходит? Это недосмотр торговых сетей?

– У коренных малочисленных народов, которые веками жили вдоль рек и занимались рыболовством, очень жесткие требования к состоянию рыбы.

Она должна быть свежепойманная, в условиях торговой сети этого никак не обеспечить.

Лучшая рыба в городах была та, что продавалась на ярмарках национальными общинами, когда-то существовала такая практика и все были довольны: люди имели возможность купить свежую рыбу в городе, а общины зарабатывали. Но пока общинам не будут давать адекватные объемы для вылова, о возрождении ярмарок нет смысла говорить.

 В защите интересов коренных народов ключевую роль играют общественные организации. В конце восьмидесятых годов у истоков создания Ассоциации коренных малочисленных народов Севера СССР стояла легендарная женщина – Евдокия Александровна Гаер, уроженка Хабаровского края. Сохраняется ли память о ней?

– Память о Евдокии Александровне Гаер в Хабаровском крае будет храниться вечно, она, как птица, взлетела высоко и рассказала всему миру о проблемах малочисленных народов. Это наша гордость. Здесь в крае ее родное село, здесь живут ее подруги, родственники, соратники, те, кто когда-то принимал непосредственное участие в ее судьбе, ведь изначально Евдокию Александровну выдвинули в депутаты Верховного Совета СССР жители Нанайского района.

Когда она ушла из жизни, правительство края оплатило благоустроительные работы на кладбище. Наша организация установила памятник-надгробье на могиле Евдокии Александровны, мы привезли делегацию из Хабаровского края, чтобы похоронить ее по нанайским обычаям. Несмотря на то, что она похоронена в Приморье во Владивостоке, именно Хабаровский край принял самое деятельное участие в том, чтобы достойно проводить нашу легенду и увековечить ее память.

Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить экс-министра социальной защиты Хабаровского края Петухову Светлану Ивановну, которая приняла самое активное участие в решении ряда вопросов, связанных с захоронением Евдокии Гаер…

– Если смотреть со стороны, возникает ощущение, что в Хабаровском крае женщины играют ведущую роль в движении коренных малочисленных народов. Вы возглавляете краевую ассоциацию и являетесь вице-президентом АКМНС по ДФО, Марина Андусовна Одзялруководит отделением Ульчского района, нельзя не вспомнить Галину Михайловну Волкову и Полину Павловну Ходжер… С чем связана столь активная деятельность женщин в национальном движении региона?

Кто, если не мы. Да и женщины у нас яркие, талантливые, смелые, боевые.

– Ведущая роль женщин действительно имеет место быть, связано это с тем, что мужчинам некогда всякими глупостями заниматься, они на рыбалке. Это шутка… Хотя в каждой шутке есть доля правды, ведь как мы будем жить без рыбы, а так все складывается, что живем под постоянным давлением и угрозой, нужно что-то делать, вот и делаем. Кто, если не мы. Да и женщины у нас яркие, талантливые, смелые, боевые. Земля их рождает, наша родина.

 Несколько лет назад в одном из интервью вы говорили о планах создать Союз общин Хабаровского края. Зачем нужно это объединение?

– У нас обычно слова от дела не отстают, и Союз общин создан в 2020 году, он зарегистрирован и уже третий год ведет активную деятельность. У общин масса вопросов в работе, нужно постоянно информировать граждан о нововведениях, вести разъяснительную работу, консультации, отстаивать свои интересы и мнение в органах власти. Это очень тяжелый и трудоемкий процесс, создание Союза общин сняло с ассоциации огромный груз, я нарадоваться не могу, тем более структура эта сплоченная и работает очень здорово. Возглавляет Союз общин Лучшев Денис Геннадьевич.

 Вы и ваши коллеги активно помогаете гражданам оформлять документы для вступления в реестр коренных народов, который формируется ФАДН России. Как идет эта работа?

– Все стабильно, люди приходят, получают консультацию, оформляют в МФЦ документы. На данный момент подали заявки примерно 40 процентов от числа представителей коренных малочисленных народов, проживающих в Хабаровском крае. Многие уже вошли в реестр. Остальные также скоро будут внесены в федеральный список. К нам поступали обращения от граждан, у которых в документах написана национальность не «эвенк» или «нанаец», а «гольд» или «тунгус». По разъяснению ФАДН граждане, у которых в документах указаны такие данные, могут войти в реестр. Так что люди подают документы, все хорошо.

 Каждый ваш день расписан буквально по минутам: выступления, конференции, организация мероприятий, личные приемы. А вне работы удается выкроить время для увлечений, хобби?

Для меня нет жизни вне работы. Ритм жизни поэтому сумасшедший.

– Признаюсь, для меня нет жизни вне работы. Для меня моя деятельность в ассоциации – это и работа, и отдых, и участие в сохранении традиций, и научная деятельность. Ритм жизни поэтому сумасшедший, одновременно реализуются десятки проектов и закладываются планы на будущее. Многое сделано, но работы по-прежнему непочатый край.

Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»

ФИО: Одзял Любовь Александровна

Регион: Хабаровский край, г. Хабаровск

Должность: президент РОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Хабаровского края», вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу.

https://news.kmnsoyuz.ru/news/22336

Поделиться

0
АКМНС
Оцените автора
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.