ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14.02.2022 № 2
г. Хабаровск
Об обращении к общественности Хабаровского края
Рассмотрев проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», региональная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» отмечает следующее.
На территории Хабаровского края исторически проживает 8 этносов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Хабаровский край занимает 3 место по численности коренных малочисленных народов. При этом основная часть этих народов проживает в сельских поселениях края, в том числе расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На наш взгляд, целесообразна часть 4 статьи 10 о том, что территорию муниципальных образований составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального образования (при наличии), а также земли рекреационного назначения и земли для развития муниципального образования. Также целесообразны часть 5 статьи 10 о том, что в состав территории муниципального образования входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения и статья 87 об особенностяхорганизации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
Вместе с тем, неоднозначное толкование вызывает часть 9 статьи 4 о том, что муниципальное образование не является административно-территориальной единицей.Статьей 5 Конституции РФ с поправками 2020 года установлено, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.Конституцией РФ не установлено административно-территориальное устройство на уровне районов, городских и сельских населенных пунктов. Проект федерального закона вводит понятия городского округа и муниципального округа, упоминаются городские и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Означает ли это, что ликвидируются понятия район, муниципальный район? Частью 6 статьи 4 определяется, что вид муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации, в соответствии с требованиями настоящей статьи. Означает ли это, что законом субъекта РФ будет закрепляться только деление территории субъекта РФ на городские округа и муниципальные округа как виды муниципальных образований? Будет ли субъект РФ определять и закреплять свое административно-территориальное устройство, включая районы, городские и сельские населенные пункты, их наименование? Будут ли городские и сельские населенные пункты наделяться статусом муниципального округа, исходя из определяемой частью 6 статьи 15 численности депутатов представительного округа? Ведь население проживает не в эфемерном муниципальном образовании, а в городах, городских и сельских населенных пунктах. Это главные вопросы, которые волнуют население, в том числе граждан, относящихся к коренным малочисленным народам.
Следующий вопрос: будут ли сохранены сельские администрации? Первоначально, по прочтении законопроекта, возникло предположение, что его принятие означает полную ликвидацию сельских администраций, что является не допустимым, так как сельские населенныепункты – это центры жизни, место сосредоточения муниципальной власти, откуда исходят нормативные акты, объявления, разъяснения, информационные сообщения, которым население безоговорочно подчиняется и доверяет. В сельских администрациях сосредоточена работа по содействию КМНС в реализации их прав, в том числе организация сбора заявок на вылов рыбы, отчетности, выдача промысловых журналов, нотариальные функции, деятельность многофункциональных центров, помощь гражданам по включению в федеральный список коренных малочисленных народов Севера.
Возникает вопрос: кем и как будет осуществляться управление сельскими населенными пунктами? Независимо от политического строя, наличия или отсутствия статуса муниципального органа и системы финансирования населенные пункты всегда имели своего руководителя, будь то председатель сельского совета или глава сельского поселения. Безвластие или староста для проформы без каких-либо полномочий означает, что деревни и села обречены на забвение, возникнут многочисленныепроблемы социально-экономического характера.Управленческий хаос, о котором предупреждают противники законопроекта, неизбежен, так как не будет ответственных лиц, а назначенные для галочки лица и отвечать будут соответственно.
Непонятна причина появления данного законопроекта, его цели и задачи. Если брать финансовую составляющую, то на сельский депутатский корпус не тратится финансовых средств, главы сельских поселений избираются депутатами, то есть затраты финансовых средств на выборы глав сельских поселений минимальные.Сравнивать московские реалии и положение отдаленных северных территорий, а также Дальнего Востока, просто не этично со стороны авторов законопроекта, учитывая разницу в уровне доходов, развитии социальной инфраструктуры, огромные расстояния, отсутствие дорог, транспортного сообщения, интернета, аптек, магазинов, телефонной связи.
В Хабаровском крае, благодаря активной работе глав сельских поселений, успешно решались вопросы строительства жилья, установки игровых спортивных площадок, уличного освещения, благоустройства, установки мемориальных комплексов, хоккейных коробок, прогулочных зон, зон отдыха, очистки территорий, ликвидации свалок. Отсутствуют достаточные основания, чтобы признать работу органов местного самоуправления сельских поселений неудовлетворительной и ликвидировать их.
В случае принятия проекта федерального закона с учетом вносимых субъектами законодательной инициативы поправок, в процессе его практической реализации неизбежно возникнут правовые коллизии, связанные с отсутствием единых параметров перехода к новым формам работы и взаимодействия, конфликтные ситуации, возможно ухудшение социально-экономического положения населенных пунктов, в том числе относящихся к местам компактного проживания КМНС.
Координационный Совет РОО «АКМНС Хабаровского края» и Совет Старейшин при Ассоциации совместно постановляют:
1. Определить позицию Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края – недопустимо принятие федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в предлагаемой редакции.
2. Обратиться к общественности Хабаровского края с предложением поддержать позицию Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края по проекту федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
3. Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте Ассоциации и в социальных сетях.
Президент Ассоциации Л.А. Одзял
Председатель Совета Старейшин И.А. Бельды