ПАССАР ЛЮДМИЛА УЛАМОВНА
Родилась 12 июля 1950 года в селе Найхин.
Большое влияние на формирование будущей художницы оказали бабушки из большой семьи Пассар, родные и дальние. С раннего детства Людмила предпочитала их общество: слушала сказки, наблюдала за рукоделием, пробовала свои силы.
Бабушка Боли, с которой дольше всех жила маленькая Люда, учила ее родному нанайскому языку, впервые дала в руки ножницы и бумагу. К 10 годам у ее внучки собралась целая коллекция авторских орнаментальных композиций. Отец,Улама Васильевич Пассар, показал их однажды на конкурсе детского творчества в с. Троицкое и очень обиделся, когда комиссия не поверила, что эти работы выполнены ребенком.
В биографии Людмилы Уламовны была учеба в Хабаровском техникуме связи, Николаевском-на-Амуре педагогическом училище, но все эти годы она не оставляла увлечения орнаментальным искусством и жила одной мечтой: учиться в Ленинграде, заниматься любимым делом. Втайне от отца, который не одобрял смелых фантазий дочери, Люда уезжает в Ленинград и поступает нахудожественно-графический факультет государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Годы учебы в красивейшем городе мира, без сомнения, оказали сильное влияние на творческую судьбу амурской художницы. Богатая художественная жизнь Ленинграда, общение с творческими людьми, знакомство с подлинным классическим искусством — все это всколыхнуло ее творческие силы, освободило художественное воображение. Людмила открыла для себя новый,прекрасный мир: покупала театральный абонемент и почти каждый вечер смотрела новые спектакли,часами бродила по музейным залам, упорно осваивала незнакомые виды и техники изобразительного искусства. Но при этом никогда не забывала о своих древних исконных культурных корнях. Может быть, именно тогда, на фоне классического великолепия, Людмила Уламовна пришла к осознанию уникальности и величия художественного гения своих этнических предков и окончательно определила свое место в их общей культуре. Уже ее дипломная работа была посвящена иллюстрированию легенды о роде Самар, и последующие 30 лет художница продолжала разработку темы родовых сказаний.
Людмила Уламовна обладала индивидуальным почерком, который делал ее творчество неповторимым, а работы легко узнаваемыми. Пожалуй, главное их качество — необыкновенная пластичность. Линии ее орнамента бесконечны, а формы по-особенному округлы, упруги и подвижны.
Берестяные маски, выполненные ею по мотивам Сикачи-Алянских петроглифов, наделены индивидуальными характерами и эмоциями: "Слеза скорби", "Раздумье", "Маска ужаса", "Шаманская личина".
Береста как нельзя лучше соответствует языку "мифологического орнамента". Бархатистая фактура, глубокий натуральный цвет, мягкий тон вносят в созданные образы благородство имонументальность, столь свойственные характеру традиционного нанайского искусства.
Людмила Уламовна - участница выставки во Франции "Россия 10", лауреат премии Губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства, член Союза художников России с 1991 года.
Она участвовала в многочисленных выставках, наиболее значимые из которых: зональная выставка "Советский Дальний Восток" (Владивосток,1985), международная выставка "Лики надежды и гармонии" (Хабаровск, 1998), "Традиционное и современное искусство коренных народов Приамурья. 70 е – 90-е годы ХХ века" (Хабаровск, 2000), региональная художественная выставка"Дальний Восток" (Хабаровск, 2003), "Краски земли Дерсу" (Комсомольск-на-Амуре, 2004), а также персональные выставки: "В стране трёх солнц" (с. Троицкое, 1995, Комсомольск-на-Амуре, 2000).
Работы Пассар Людмилы Уламовны хранятся во многих музеях страны: в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), в Государственном музее народного и декоративно-прикладного искусства (г. Москва), в Музее искусства народов Востока (Москва), в Музее-заповеднике г. Загорска, в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск), в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова, в Музее изобразительных искусств (Комсомольск-на-Амуре), а также в музеях Японии и в частных коллекциях США и Канады.