В повседневной деятельности общин КМНС, а также физических лиц из числа граждан КМНС при занятии традиционными промыслами охотой и рыболовством часто возникают ситуации,когда должностные лица или административные органы составляют административные протоколы,на основании которых в дальнейшем общины и граждане привлекаются к административной ответственности по ст.8.37 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях РФ)-Нарушение правил охоты,правил регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира.
При возникновении подобной ситуации важно знать свои права,предусмотренные Главой 25 КОАП РФ.В частности лицо,привлекаемое к ответственности,в соответствии с ч.1 ст.25.1 имеет право:
-знакомиться со всеми материалами дела,давать объяснения,представлять доказательства,заявлять ходатайства и отводы,пользоваться юридической помощью защитника,а также иными процессуальными правами.
Под иными правами следует понимать,что лицо,привлекаемое к ответственности с момента составления на него акта или протокола об административном правонарушении вправе его обжаловать вышестоящему должностному лицу,в вышестоящий административный орган,в суд или прокурору.
Все перечисленные права очень важны и никогда не следует забывать о них,но особенно хочется выделить право на защиту и право давать объяснение.Не каждый представитель общины или гражданин может защитить свои права самостоятельно,поэтому желательно с самого начала-еще до составления любых документов должностным лицом заявить о желании иметь защитника.В таком случае должностное лицо обязано отложить производство любых действий и составление документов пока не будет допущен защитник.В качестве защитника можно привлекать адвоката или любое иное лицо,в котором вы уверены,что он окажет вам помощь.
Очень важно правильно дать письменное объяснение.которое или заносится в протокол или может быть написано отдельно лицом,которое подозревается в совершении административного правонарушения.Зачастую лицо,привлекаемое к ответственности находится под сильным давлением должностного лица (целой группы должностных лиц) или административного органа,которые обладают властными полномочиями и нередко злоупотребляют ими,оказывая неправомерное давление (уговоры,обещания,прямой обман и т.п.) поэтому важно не поддаться давлению и правильно дать письменное объяснение,в котором отразить все объективные и достоверные факты происшедшего.
Желательно дать такое объяснение очень кратко,потому что в дальнейшем у вас будет время на осмысление случившегося,правильную оценку ситуации,которую сразу под воздействием стресса (давления) вы можете оценить неверно.В отдельных случаях лучше написать в протоколе или акте свое несогласие с предъявленным вам нарушением.
Нельзя поддаваться на уговоры должностных лиц типа « …да вам ничего не будет,или кроме штрафа в пятьсот рублей и т.п.».В дальнейшем при судебном разбирательстве должностное лицо никогда не признает свою неправоту и суд будет на его стороне.Протоколы как правило составляются в тайге или на воде вдали от населенных пунктов и в отсутствии незаинтересованных понятых, а те лица,которые присутствуют вместе с государственными инспекторами,всегда будут на стороне должностного лица,т.к. часто сами являются должностными лицами или заинтересованными лицами на стороне инспектора.
Необходимо знать,что за нарушение правил охоты по ч.1 и ч.1-2 и 1-3 ст.8.37 КоАП РФ помимо штрафа может быть лишение права охоты сроком до 2-х лет и конфискация оружия.Лишение права охоты на определенный срок влечет лишение охотничьего участка,лишение оружия и лишение охотничьего билета.
При нарушении правил рыболовства по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ следует помнить,что вы можете лишиться судна (конфискация),а на должностных лиц общины или юридических лиц (община) может быть наложен довольно значительный денежный штраф в размере сто-двести тысяч рублей.
В практике бывают случаи,что нарушение допускают рядовые члены общины (без ведома и согласия общины) ,а протокол необоснованно составляется на всю общину.Здесь надо понять разницу,если на гражданина штраф может быть максимальным 5 тыс.руб.,то на общину минимальным 100 тыс.руб.,а максимальным 200 тыс.руб.
Сразу неправильно составленные документы в дальнейшем очень трудно,а порой невозможно оспорить в суде
Необходимо помнить,что не уплаченный в установленный срок штраф влечет его удвоение в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ или арест до 15 суток.
Должностные лица при составлении протоколов об административном правонарушении могут изложить в них фабулу,которая может не соответствовать действительности,но в дальнейшем повлечет максимальное наказание,а при вынесение постановлений о наказании административный орган как правило стремится также установить его максимальным.Поэтому очень важно при подписании документов внимательно читать тексты и приносить на них замечания письменно,а в случае отказа должностного лица внести исправление- не подписывать их (!).
В 2016-2017 г.г.мне приходилось защищать права охотников в 3-х случаях,когда на них неправомерно были составлены протоколы о нарушении правил охоты и они были лишены права осуществлять охоту сроком до 1 г. и 2-х лет,при этом мировые суды,рассматривающие эти протоколы (Нанайский и Хабаровский районы) полностью встали на защиту должностных лиц-государственных инспекторов и приняли указанные решения.Только после обжалования этих решений в вышестоящие суды эти наказания были отменены.
При рассмотрении указанных дел в судах выяснилось,что как государственные инспектора Минприроды Правительства Хабаровского края,так и другие должностные лица этого министерства неправильно толкуют понятие «охота»,изложенное в ст.1 п.5 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов…» и откровенно игнорируют Письмо Минприроды России от 03.06.2014 г. №04-15-53/11397,в котором разъясняется в каких случаях нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием не является административным правонарушением,в т.ч. «…транспортировка через охотничьи угодья орудий охоты…исключающих осуществление деятельности,связанной с поиском.выслеживанием,преследованием охотничьих ресурсов,их добычей,первичной переработкой и транспортировкой неправомерно приравнивается к охоте.»
При выявлении признаков правонарушения,предусмотренных ч.2 ст.8.37 КоАП РФ о нарушении правил рыболовства,административный орган АТУ «Росрыболовства» как правило налагает на общины и их должностных лиц денежные штрафы в размере по 100 тыс.руб. на общину и по 20 тыс.руб. на должностное лицо общины,при этом административный орган ,назначая такие суровые наказания, не выясняет как этом правонарушение «повлияло на сохранение водных биоресурсов»,на что прямо указывает Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении №27 от 23.11.2010 г.
В результате такого необъективного подхода Хабаровским краевым судом в 2016-2017 г.г. отменялись постановления АТУ Росрыболовства и решения Нанайского и Ульчского районных судов о наложении указанных штрафов на две общины и замена штрафов предупреждением в соответствии со ст.3.4 КоАП РФ.
Заканчивая эту заметку хочется пожелать всем представителям общин КМНС и отдельным гражданам активно защищать свои права не только в области охотпользования и рыболовства,но и при защите исконной среды обитания ,традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности .