Аннотация
В статье представлена тема праздников и традиций на Дальнем Востоке. Проблема важна для рассмотрения, потому что уровень общественного сознания относительно праздников и традиций Дальнего Востока требует повышения. Приведены примеры и дано описание традиционных праздников малочисленных народов Севера.
Вопрос праздников и традиций неоднократно поднимается как в научной, так и в «обыденной» среде: они являются важными и неотъемлемыми элементами культуры любой страны. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, которые помогают каждому поддерживать внутреннюю и общую духовную культуру.
Проблемой данного проекта является то, что большинство жителей Дальнего Востока, включая коренные малочисленные народы не знают о существовании тех или иных праздников. Темаважна для рассмотрения, потому что уровень общественного сознания относительно праздников и традиций Дальнего Востока требует повышения.
Хотелось бы отметить, что в нашем колледже обучаются малочисленные народы Дальнего Востока: в 2023-2024 учебном году – 31 человек, в 2022-2023 учебном году - 25 человек. Среди них такие народы как нивхи, нанайцы, орочи, удэгейцы, ульчи, чукчи, якуты, эвенки.
Целью исследования распространить, сохранить и популяризовать существующие праздники и традиции Дальнего Востока.
Задачи исследования:
1. изучить различные информационные источники о праздниках и традициях на Дальнем Востоке;
2. Провести социологический опрос среди студентов КГБ ПОУ ХКВТП на знания о праздниках и традициях Дальнего Востока;
3. Составить историко- культурологическую справку о том или ином празднике;
7. создать интерактивный календарь с праздниками и гиперссылками;
8. организовать информационное пространство для общего доступа в колледже;
9. апробировать материалы проекта на классных часах, тематических уроках, при подготовке к внеклассным мероприятиям.
Предмет исследования – праздники и традиции малочисленных народов Дальнего Востока.
Объект исследования – малочисленные народы Дальнего Востока.
Продукт: интерактивный календарь, созданный в приложении Genial.ly (Приложение 1)
Целевая аудитория: студенты колледжей, школьники взрослая аудитория, интересующаяся вопросами истории и культуры коренных народов Дальнего Востока.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования: изучение и обобщение, опрос, анализ.
В начале нашего исследования мы предположили, что многие жители Хабаровска не владеют информацией о праздниках и традициях коренных народов Дальнего Востока. Мы провели социологический опрос среди студентов колледжа вкотором приняли участие 265 обучающихся. Из этих 265 студентов большинство, а именно 92%, считает, что у Дальнего Востока есть свои праздники и традиции, 2% обучающихся думают, что своих праздников и традиций у данного региона нет, а 5% затруднились ответить. Студенты в большинстве своем слышали о праздниках малых народов ДВ, но не знают о том или ином празднике или традиции.
Этапы работы:
− изучение праздников и традиций народностей Дальнего Востока (январь 2023);
− проведение опроса среди обучающихся колледжа (февраль 2023);
− создание историко-культурологической справки, интерактивного календаря (март 2023);
− организация информационного пространства (март-апрель 2023);
− транслирование информации среди обучающихся колледжа, школьников города, взрослого населения (бессрочно).
Результаты проекта:
− выявлены сведения о праздниках и традициях коренных народов Дальнего Востока;
− подготовлены буклеты и интерактивный календарь, содержащие информацию о праздниках и традициях;
− проведена просветительская работа среди студентов колледжа.
Практическая значимость: создание информационного пространства, посредством которого будет проведена информационно-просветительская работа по распространение информации о праздниках и популяризации традиций народов ДВ.
Наш интерактивный календарь содержит следующую информацию о праздниках и традициях коренных народов Дальнего Востока:
1. Праздник Камчатского края «День первой рыбы» (начало июня)
2. Праздник-обряд кормления Духа хозяина моря (конец июня)
3. Праздник народов севера «Тени Гу» (первая суббота августа)
4. Корякский обрядовый праздник «Хололо» (4 ноября)
5. Медвежий праздник (конец февраля)
6. Праздник «Бакалдын» (начало июня)
7. Праздник «Курэй» (конец августа)
8. Праздник Алхалалалай (начало сентября)
9. Пэгытти (22 декабря)
10. Питул (начало июня) - новый год сахалинских нивхов
11. Икэнипкэ (конец июня-начало июля)
12. Хэбденек (21 июня)
13. Ысыах (21 июня)
14. Шахадьибэ - кормление огня (июль)
15. Сагаалган (начало февраля)
Ссылка на интерактивный плакат:
Таким образом, проведённая исследовательская работа позволяет сделать выводы, что праздники и традиции являются неотъемлемым элементом культуры любого человека и общества в целом. Знание традиций и обычаев позволяет сохранить и передать уникальные культурные ценности, обогатить свой культурный опыт, расширить кругозор, уважать и понимать другие культур. Знание и уважение культуры и традиций коренных народов способствует развитию гармоничного мультикультурного общества Праздники и традиции Дальнего Востока – коренных малочисленных народов – неизвестны или забыты и потому подлежат изучению и распространению.
Данная тема обширна, интересна и перспективна для изучения, поскольку позволяет повысить культуру человека и повлиять на общественное самосознание в положительную сторону.
Список использованной литературы
1. Кибалко В.В., Борисов С.Н. Праздник и сакральное: ретроспектива // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - С. 35-41.
2. Мальцева Л.В., Снаксарёв П.Б. Искусство и народный праздник // Символ науки. - 2019. - №3. - С. 67-71.
5. Праздники России // Календарь Событий URL: https://www.calend.ru/holidays/russtate/
6. Традиционные и обрядовые праздники Дальнего Востока: знакомство с культурными особенностями регионов // Национальный Календарь Событий URL: https://eventsinrussia.com/blog/tradicionnye-i-obryadovye-prazdniki-dalnego-vostoka
Малинина А. Д.
студентка
Прилуцкая И. В.
Филина М. В.
преподаватели
КГБ ПОУ «Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности»