Стандарт ответственности резидентов Арктической зоны при взаимодействии с коренными народами принят.

Стандарт ответственности резидентов Арктической зоны при взаимодействии с коренными народами принят! Но, к сожалению, не тот, которого ждали.


4 февраля 2021 г. Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики сообщило, что вступил в силу стандарт ответственности резидентов Арктической зоны при взаимодействии с коренными народами и опубликовало текст долгожданного документа. На документе стоит дата подписания Приказа № 181 Минвостокразвития «23 ноября 2020 г.».
Долгожданного, так как до этого сообщалось, что 28 октября 2020 г. Совет Арктической зоны единогласно поддержал проект стандарта ответственности резидентов перед КМНС
ТАСС https://tass.ru/ekonomika/9818511

Начиная с ноября 2020 г. до самого Нового года и даже после, в январе, в системе Консультант был опубликован этот самый проект http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=62324#07582501443588441 (проверено 6 января 2021).

Опубликованный 4 февраля 2021 текст стандарта ответственности резидентов Арктической зоны при взаимодействии с коренными народами сильно отличается от официально опубликованного проекта. Во-первых, он короче проекта ровно в 4 раза, во-вторых, из него исчезли многие нормы, которые могли бы обеспечивать  егореализацию и инструменты контроля для Минвостокразвития и организаций коренных малочисленных народов по исполнению заложенных в нем принципов взаимодействия. 

Например, в проекте приказа по утверждению Стандарта содержался текст «соглашения о применения стандарта ответственности резидентом Арктической зоны Российской Федерации при взаимодействии с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации». В этом соглашении были перечислены все принципы, содержащиеся также в Приказе № 181, но был также включен Принцип свободного предварительного осознанного согласия (СПОС) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=62324#07582501443588441, который отсутствует в утвержденном документе. 
Кроме того, в Соглашении указывалось, что «Резидент Арктической зоны принимает внутренние документы регулирующие корпоративные отношения, регламент для их дальнейшего использования, а именно:
а)        социальную политику резидента Арктической зоны по взаимодействию с коренными малочисленными народами, в соответствии с приложением № 1,2;
б)        процедуру рассмотрения жалоб, в соответствии с приложением № 3;
в)        кодекс поведения сотрудников резидента Арктической зоны на территориях проживания коренных малочисленных народов, в соответствии с приложением № 4.
Резидент Арктической зоны ежегодно в установленные сроки направляет отчет по применению Стандарта в организацию, уполномоченную МинвостокразвитияРоссии» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=62324#07582501443588441.
В проекте имелся «Порядок проведения мониторинга соблюдения резидентами Арктической зоны Российской Федерации Стандарта ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации при взаимодействии с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=62324#07582501443588441.

Для объективной оценки рейтинга резидента по соблюдению стандарта вводились индикаторы и «Единая открытая методика рейтинга (ранжирования) резидентов Арктической зоны Российской Федерации по применению и соблюдению стандарта ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации»
по применению и соблюдению индикаторов ответственности. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=62324#07582501443588441 

Проект документа был уникален для нашей страны тем, что впервые вводил институт подписания соглашения о соблюдении Стандарта между компанией (резидентом) и федеральным органом власти в области корпоративной социальной ответственности (КСО) и утверждал методы контроля за его соблюдением .
  
К сожалению, вступивший в силу документ лишился всех этих механизмов реализации заложенных в нем принципов. Трудно установить, когда это произошло, и каким образом. Обсуждалось ли радикальное изменение документа с Арктическим Советом перед его утверждением 24 ноября 2020 г? Тогда почему же в системе Консультант до начала января был размещен проект, который я цитирую?  

Как сообщает  в своей публикации Минвостокразвития, «АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», «в настоящее время с резидентами Арктической зоны заключено 38 соглашений. Инвесторы планируют реализовать проекты на сумму свыше 178,5 млрд рублей и трудоустроить более 4 380 человек». Отмечу, что эти 38 соглашений с резидентами, к сожалению, были заключены без подписания специального документа ««соглашения о применения стандарта ответственности резидентом Арктической зоны Российской Федерации при взаимодействии с коренными малочисленными народами Российской Федерации». По сообщению АО«Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» : «Процесс получения статуса резидента Арктической зоны максимально упрощен, подать заявку можно на портале ArcticRussia». 
Жаль, что в нашей стране упущена возможность, наконец, установить принципы корпоративной социальной ответственности (КСО) и методы контроля за её соблюдением.
Стандарт лишь закрепляет перечень принципов взаимоотношений с коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.  И, как справедливо отметил Г.П. Ледков, сенатор РФ – представитель от Законодательного собрания ЯНАО, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: «Мы надеемся, что  хоть стандарт и носит рекомендательный характер, он будет воспринят компаниями как необходимое условие осуществление деятельности на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов».

С уважением
Ольга Мурашко

Поделиться

0
АКМНС
Оцените автора
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.