Из истории района

Буэ бальдимпу, эмуту Нани хаха мэргэнни дярини-мат би

(Жизнь как героическая песня славного нанайского парня)

В прошедшие рождественские каникулы, несколько лет назад щедро подаренные нам российским правительством, в Краеведческом музее Нанайского района открылась фотодокументальная выставка «Первый руководитель района – Богдан Иванович Ходжер».

Я - человек из числа «понаехавших», ещё только знакомлюсь с историей района, культурой и традициями местных жителей, но имя Богдана Ходжера мне знакомо из материалов по подготовке к празднованию юбилея района. Хотя, если честно, «знакомо» - это сказано очень сильно, скорее всего - запомнилось в веренице других славных имён, дат и событий. И вот теперь, узнав о музейной выставке, я решила ознакомиться с материалами, рассказывающими о Богдане Ивановиче.

Увлеклась, словно окунулась в водоворот тех далёких лет, в ту непередаваемую атмосферу событий начала ХХ века. Не получилось у меня официального восприятия! Ну, никак не получилось! Скорее всего, потому, что я – продукт воспитательного процесса прошлого века, когда понятие «патриотизм» не было красным словцом, а словно впитывалось в наши души с молоком матери.

Как наяву, увидела затерявшееся среди дремучей дальневосточной тайги нанайское стойбище Нярги (перевод с нанайского - «Молодая поросль тальника»), сегодня известное нам, как с. Верхний Нерген: своеобразные национальные жилища, добрых, отзывчивых и немного наивных людей в национальных костюмах, сшитых не для выставок и показов, а для суровой повседневной жизни. У берега в такт набегающим волнам тихо колышутся оморочки, во дворах стаи ездовых собак, повсюду развешаны рыбацкие сети, бегают ребятишки с глазами черными, как угольки костра под закипающей в хацохоан («котёл» по-нанайски) ухой.

Вот здесь, среди девственной и не испорченной цивилизацией природы, весной 1902 года родился Богдан Иванович Ходжер.

Село Верхний Нерген, 80-е годы.

К сожалению, о его жизни и общественной деятельности сведений практически не сохранилось. Но, не мудрствуя лукаво, можно смело утверждать, что до революции, как и большинство его односельчан, он был неграмотным парнем. Но зычное «Даёшь всеобщую грамотность!» родило ликбезы. Именно там молодой наондёкан (с нанайского - «паренёк») со своими сверстниками не просто приобщился к истокам знания, но и стал впоследствии студентом ленинградского Института народов Севера.

Помните «птенцов гнезда Петрова»? Именно о них я вспомнила, когда писала эти строки, рассказывая о выпускниках института, вернувшихся в родные места молодыми специалистами. Аналогия прослеживается чётко: невиданный размах преобразований Петра требовал союзников и единомышленников, поэтому привлекая их, Пётр не считался ни с происхождением, ни вероисповеданием. Россия еще не знала на высших постах столько выходцев «снизу». Через двести лет после этого «птенцы Земли Нани» оправятся в град Петра, чтобы изучать науки и быть полезными своему родному народу. Вернутся командой, знающей своё дело и доказавшей это кидури сагди мапарисал (с нанайского «уважаемые старики»). Природный ум, пытливость, умноженные на полученные знания этой команды, дадут прекрасные плоды.

Дань уважения, признания и доверия подчёркивает тот факт, что на Первом съезде Советов Нанайского района один из этих «птенцов» - Богдан Иванович Ходжер был избран председателем райисполкома и утверждён председателем оргкомитета по организации Нанайского района. И начались непростые «трудовые будни»: район занимал огромную территорию, поэтому приходилось на вёсельной лодке, на собачьих упряжках или на лошадях объезжать стойбища и селения, создавать группы бедноты, принимать личное участие в ликвидации неграмотности, вести борьбу с шаманами, налаживать работу торговли, пресекать спекуляцию пушниной. Порой, неделями его не видели в родном доме. Для любимых национальных промыслов – рыбалки, охоты - у него и подавно времени не было, а ведь известно, что он был страстным охотником и рыболовом.

И вновь вернусь к аналогии с «птенцами гнезда Петрова»: Государь оценивал людей по делам и не скупился на почести и награды для тех, кто доказывал преданность интересам России. Но большую часть «птенцов Земли Нани» ждала незавидная участь. Среди них оказался честный, нетерпимый ко всякой несправедливости участник Гражданской войны на Дальнем Востоке коммунист Богдан Иванович Ходжер.

8 апреля 1938 года он был арестован по обвинению в антисоветской и контрреволюционной деятельности и буквально в этот же день расстрелян в подвале Хабаровской внутренней тюрьмы НКВД.

Через двадцать лет Военная коллегия Верховного суда СССР приговор в отношении Б.И. Ходжера отменила. Дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Вот так, на взлёте, в неполные тридцать шесть лет, оборвалась жизнь славного нанайского парня, первого руководителя района – Богдана Ивановича Ходжера.

Саша Лемза

Редакция газеты благодарит К.М. Бельды – члена Интернационального Союза писателей и Союза  писателей Хабаровского края за помощь в написании статьи и от всей души поздравляет его, как одного из самых активных и талантливых внештатных корреспондентов, с Днём российской печати.

http://anuika.ru/index.php/obshchestvo/4726-iz-istorii-rajona

Поделиться

0
АКМНС
Оцените автора
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.