Уникальная коллекция экспонатов нанайской культуры, принадлежавшая Хабаровскому краевому благотворительному общественному фонду культуры, переселилась на свою историческую родину, в Нанайский район.
Коллекцию, в которую собраны предметы традиционной культуры нанайцев, у Хабаровского фонда культуры приобрела компания «Амур Минералс» и передала в дар учреждениям. Решением организационных вопросов занялся Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова при участии министерства культуры Хабаровского края и Ассоциации коренных малочисленных народов Хабаровского края, а передала их вице-президент по кадровой политике и социальной ответственности «Русской медной компании» Анна Шабарова.
В числе восьми экспонатов, отправившихся в село Нерген, женский халат, свадебные шапка и воротник, декоративный коврик-салфетка, карман и сумочка для мелочей. А в село Троицкое прибыли детский набор - нагрудник и халат, обувь из рыбьей кожи, ковер и набор из пяти бумажных кукол «акоан». Все изделия декорированы традиционным нанайским орнаментом в технике аппликации и вышивки.
По словам главы Верхненергенского поселения Владимира Дигора, получение коллекции крайне важно, поскольку это еще один шаг на пути сохранения культурных традиций.
- Мы стараемся сберечь наследие нанайской культуры. Именно на примере работ наших мастеров новое поколение будет оттачивать свою технику. И история, и традиции, и творчество будут передаваться молодым нанайцам, которые сберегут эти знания и навыки для своих детей и так далее. Это крайне важно, - подчеркнул Владимир Дигор.
Некоторые работы – за авторством местных мастериц, художниц из Нанайского района.
- Свадебный женский воротник – это работа художницы из села Троицкое Татьяны Ходжер. Халат и нагрудник сделала Лариса Бельды – художница из села Джари. Обе они – члены Союза художников РФ. Для нас очень значимо, что признанные таланты - это наши нанайские мастера. Их работы уникальны, потому что у каждого автора свое видение, - поделилась хранитель Краеведческого музея Нанайского муниципального района Елена Оненко.
Она рассказала, что именно в традиционных орнаментах всегда есть секреты, нужно только уметь их находить и читать.
- Можно сказать, что вернулась домой не просто этнографическая коллекция, вернулись домой символы, память, тайные знаки нанайцев – каждый рисунок, каждый орнамент на этих экспонатах несет в себе глубокий смысл и свою задачу. Так важно сегодня не растерять это наследие, передать новым поколениям в том, изначальном виде, чтобы не исказить исконный замысел, - призналась Елена Оненко.
Она напомнила, что, например, название нанайских бумажных кукол – «акоан» - означает дословно «спинка халата». Это старинная обрядовая кукла, которая выполняет роль амулета. Силуэт ее только отдаленно напоминает женскую фигуру – у куклы нет ног, голова приставляется отдельно, чтобы «закрыть все входы и выходы в игрушку».
- Орнамент на халате куклы защищал людей от злых духов, наделял удачей. Матери, делавшие акоан для своих дочерей, украшали кукольный халат мотивами свадебных халатов, желая и игрушке передать силу женского плодородия, а через них – и будущим продолжательницам рода, - объяснила хранитель музея.
Что касается орнаментов, наносимых на одежду, то представленные экспонаты можно считать классическими примерами одежды и предметов обихода, которые не только красивы и удобны, но и являют собой некий «щит» против тех самых «злых духов». Например, чтобы препятствовать их проникновению, отверстия в одежде всегда «закрывали» особым узором. Оберег имел двойное значение: предохранял владельца вещи от всякого вреда извне, а других людей - от какого-либо вредного воздействия самого носителя вещи.
Воротник, рассказала Елена Оненко, это обязательный атрибут костюма нанайской невесты. Помимо него, костюм состоял из трех халатов, нагрудника, штанов, ноговиц, шапки и обуви, а также украшений: трех пар сережек с нефритом, нагрудного украшения с цветными эмалями, колец, носовой серьги, браслетов и нефритового диска. Такого наряда не было ни у одного из приамурских народов!
Как и на одежде, орнаменты на нанайских коврах – это отражение картины мира, видимой мастером. Композиция становилась для художника некоей моделью гармонии природы и человека. В каждое произведение вложен талант и огромное терпение нанайских мастеров.
Отметим, что основатель Хабаровского благотворительного общественного фонда культуры Светлана Черепанова занималась комплектованием коллекции более трех десятков лет. Работы нанайских художниц Татьяны Ходжер, Ларисы Бельды и Анны Оненко считаются лучшими образцами художественных ремесел этноса.
Халат из рыбьей кожи амири и халат из ткани босома амири, изготовленные в конце позапрошлого века неизвестными нанайскими мастерицами, называют наиболее ценными экспонатами. Эксперты признают, что сегодня практически невозможно найти аналогов этим произведениям народного искусства. Лишь единичные экземпляры такого вида одежды украшают экспозиции лучших российских и зарубежных музеев.
http://anuika.ru/index.php/kultura/4595-nasledie-vozvrashchaetsya-na-rodinu