Если вы проживаете в Нанайском районе, то наверняка знаете о Джаринском Доме культуры и его активной деятельности. Национальные праздники и иные мероприятия - «Илга дярини», «Боло давани аня», рыбья кожа, «Дярикта» и многие другие, - всем знакомые слова. А если вы ничего не знаете о том, что происходит в стенах «Дома нани», то уверена, вам будет интересно об этом прочитать.
За много лет Дом культуры, где молодежь раньше собиралась для танцев и веселья, превратился в большой районный (а иногда и краевой, и даже международный) межпоселенческий культурный центр села Джари. С самого детства для меня этот «клуб» - большое, уютное и светлое место, где все друг друга знали. И поверьте, с тех пор ничего ни чуточку не изменилось.
Ключевые цели и задачи учреждения - это возрождение, сохранение и развитие национальной культуры на территории сельского поселения, а также передача опыта в ремесленном деле через клубные объединения – от мастера к подмастерью. В Центре насчитывается 14 жанровых клубов, которые посещают 177 человек, многие – на постоянной основе. Структуру Центра представляет школа народной культуры, куда входят методист, хореограф, хормейстер, художественный руководитель, руководители кружков и отдел декоративно-прикладного искусства, в котором работают четыре мастера.
Валентина Владимировна Бельды и ее знаменитые халаты
Если деятельность хорошо всем в районе известных ансамблей и творческих коллективов мы можем наблюдать воочию на каждом мероприятии, то в этот раз я хочу поговорить о работе других профессионалов творческого «фронта». А именно - о тружениках творческих мастерских, чья деятельность занимает существенное место в работе Центра: «Талома» («Берестянка») - изготовление сувениров из бересты, а также резьба по дереву, «Пакси паталакан» («Рукодельница») и «Айсима хурмэкэн» («Золотая иголочка») - национальная вышивка, «Мэнгумэ хэсиктэкэн» («Серебрянная чешуйка») - изготовление изделий из рыбьей кожи.
Уже маститые профессионалы и их воспитанники участвуют практически во всех районных, краевых, межрегиональных выставках и фестивалях. В этом году Валентина Владимировна Бельды, руководитель кружка «Мэнгумэ хэсиктэкэн», стала участницей фестиваля «Сокровища Севера», где заняла первое место в конкурсе «Лучшее произведение национального искусства» в номинации «Национальный костюм». Ее приглашают проводить мастер-классы по обработке, выделке и изготовлению сувениров из рыбьей кожи. А в декабре Нина Петровна Бельды стала лауреатом 1 степени в краевом конкурсе «Мастер – золотые руки».
Список наград можно перечислять очень долго, и все они - показатели хорошей и продуктивной работы специалистов Центра нанайской культуры, в которую они вкладывают всю душу.
Одним из важнейших направлений своей работы Центр считает выявление и поддержку талантливых детей, пробуждение в них интереса к культурному наследию нашего народа. Ученики на протяжении нескольких лет перенимают азы мастерства у своих наставников. Так, в 2019 году Степан Келундига стал лауреатом краевого конкурса мастеров ДПИ «Ремесла Земли Дерсу», а Анита Плотникова – его победителем. Она представила на конкурс вышивку «Древо жизни». Наталья Гейкер, ученица Нины Петровны, заняла третье место в конкурсе «Мастер - золотые руки».
К сожалению, в мастерские Нины Петровны и Валентины Владимировны мы не попали, однако от своих бабушек я наслышана, что же это такое – процесс изготовления одежды из рыбьей кожи и тонкая вышивка нанайских узоров. И чего только стоит подготовка самого материала - чтобы он вышел мягким, податливым и пригодным к дальнейшей с ним работе. Комплект, с которым Валентина Владимировна учувствовала в фестивале «Улэн го», - это светлый халат со вставками небесно-голубого цвета, на который нанесены аппликации из национальных узоров, к подолу аккуратным узором пришиты рыбьи косточки, а шапочка костюма оторочена настоящим мехом. Второй комплект был сделан ранее, и состоит из кожи нескольких видов рыб. Он тоже украшен искуссными аппликациями. Нина Петровна привезла на фестиваль большие расшитые ковры с традиционными узорами. Трудно представить, сколько времени уходит у профессионалов на все это чудо ручной работы. Искусство, мастерство и красота в чистом их проявлении.
Пройдя по коридору, украшенному грамотами и красочными фотографиями, мы оказались в небольшой светлой комнате. Здесь уютно и пахнет деревом. На одном столе лежат заготовки погремушек, бруски и поделки, а на другом - инструменты и деревянная шкатулка, как оказалось, тоже заготовка. В ближнем углу – тотемный столб с резьбой, который еще находится в процессе его изготовления, а в дальнем– старенький гравёр. В этой мастерской проходят занятия кружка «Талома» под руководством Григория Михайловича Бельды.
Григорий Михайлович Бельды с учениками.
Слава Бельды (справа) и его работы
- Вот это сделано из цельного куска древесины, – Елена Сергеевна показывает мне небольшую погремушку с совершенно круглым шариком внутри. Удивительная техника резьбы, до сих пор остается для меня большой загадкой. Чашечки для традиционных блюд, которые я видела лишь в музеях, большая ложка с узорами, шкатулка, деревянные украшения – и все сделано вручную!
Перед нами работы Бельды Славы, ученика Григория Михайловича, – деревянный медведь и подвижная поделка из дерева «Рыбка», которая изготовлена из цельного куска дерева. Представьте мое удивление, когда узнала, что юный мастер - пятиклассник! А таких медведей у него уже три или четыре! До пандемии ребята ходили на кружок почти каждый день, даже в каникулы.
Еще в кабинете Дины Георгиевны (директор Центра) я увидела таблички с национальными названиями блюд и маленькую деревянную шкатулку с выжженным узором.
- Этот рисунок наносится на гравёре – пояснила мне моя проводница. - В станок загружается специальная программа, разбираться с которой была отдельная морока, – говорит Елена Сергеевна (смеется). – За один рабочий день можно сделать 8 таких табличек. Процесс изготовления шкатулки посложнее. Рисунок на фанеру наносится на этом же станке (гравёрный, тот самый, который стоит в углу).
- Станок устаревший, поэтому-то дальше действует мастер, - раскрывает для меня процесс Елена Сергеевна. – Наш станок не может сразу вырезать заготовки, этим занимается Григорий Михайлович. Сборкой шкатулок тоже занимается он. Таким же образом были сделаны погремушки на столе. Рисунок наносился гравёром, а ручки вырезаются по старинке, вручную.
- Но до конца октября к нам придет новый станок, посовременнее. Средства на него выделил «Амур Минералс», после знакомства с нашим трудом. Новый аппарат не только наносит рисунок на фанеру, но сможет сразу вырезать изделие.
Узоры выполнены на гравёре
Гравёр – огромное подспорье и для творческих коллективов, и для всего Центра: изготовление реквизита, сувенирная и подарочная продукция. Новый станок во многом ускорит и облегчит работу мастера. В свою очередь, у наставника останется больше времени для занятий со своими учениками.
В период коронавирусных ограничений Центр проводил онлайн-конкурсы, призами в которых выступали изделия, оформленные с помощью упомянутого гравёра, – шкатулки с национальными узорами.
После окончания ограничительных мер Центр нанайской культуры захлестнула волна активности. Ребята с большим удовольствием вернулись обратно на ученическо-рабочие места, а «Дом Нани» снова стали посещать гости. В сентябре в учреждение приезжала съемочная группа телеканала 6ТВ в рамках проекта «Национальная кухня». Блюда дегустировали в хоморане, который находится около самого Центра и показывает древнюю жизнь нанайцев. Умельцы также провели для них мастер-классы по ДПИ и игре на национальных инструментах.
Центр нанайской культуры села Джари – это целый мир, наполненный яркими традиционными красками и местным колоритом. Здесь жизнь течет своим особым потоком и никогда не стоит на месте. Профессиональный подход мастеров и мастериц, их многолетний опыт и любовь к малой родине, народным традициям – залог успешной и процветающей деятельности Центра. Они занимаются огромной, такой нужной и ценной работой по возрождению, сохранению и развитию местной культуры.
Большое спасибо моему проводнику в мир народных ремесел Елене Сергеевне Протасовой!
Елена Киле,
Фото автора и из архива МЦНК
http://anuika.ru/index.php/kultura/4553-mastera-zolotye-ruki