Глазами художника

К 90-летию со дня рождения первого профессионального нанайского художника, члена Союза художников СССР Бельды Андрея Иченгаевича в музее действует выставка этюдов «Глазами художника».

Длинным и нелёгким был путь Андрея Бельды от незамысловатых рисунков на песке и в первых школьных тетрадках до больших настоящих живописных полотен. Учёба в Найхинской школе-интернате, где впервые заметили его дар. Иркутское художественное училище, затем Владивостокское, и, наконец, Ленинградское художественное училище, где юноша с берегов Амура был сразу замечен и считался одним из одарённых учеников. Получив диплом с отличием, он выдержал экзамен в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Академии художеств. Учился в мастерской народного художника Б.В. Иогансона. После окончания института 19 лет работал преподавателем художественно-графического факультета Хабаровского государственного педагогического института.

Обычно этюд служит подготовительным материалом для работы над картиной. В таком этюде художник разрабатывает детали картины, изучает натуру, решает пространственные задачи, исследует взаимодействие предметов, цвета и света. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служит подспорьем. Живописные этюды Андрея Бельды, одетые в рамку, приобрели статус самостоятельных произведений искусства. Художник смог совместить в своем творчестве специфику классической живописи и национальный колорит.

Особенно мастеру удаются портреты, в них автор умело передаёт характер портретируемого, раскрывает внутренний мир человека. С этюдов на нас смотрят дети и взрослые, мужчины и женщины, и в каждом из них чувствуется искренность, непосредственность. Вот женщина в черном платье со светлой озорной улыбкой на лице, смуглый мальчик в синей рубашке с серьезным вдумчивым взглядом, розовощекая девочка с пухлым личиком в розовом платье – типичные для 50-60-х годов 20 века лица земляков, очевидно сделанные на пленэрах.

Работы художника сегодня имеют большую ценность, они отражают правдивость и жизненность, ведь глазами художника отражена целая эпоха. Где ещё можно увидеть лица земляков, как не в музее.

Т. Бельды, зав. сектором учёта и хранения краеведческого музея

http://anuika.ru/index.php/kultura/3808-glazami-khudozhnika

Поделиться

0
АКМНС
Оцените автора
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.