Знаменитому ульчскому селу Булава – 205 лет!

19 августа в Доме Культуры с. Булава Ульчского района состоялись мероприятия, посвященные 205-летию со дня основания национального села, в рамках которых были проведены торжественная церемония, презентация каталога коллекции «Ульчи», презентация проекта «Философия танца», районный конкурс, посвященные 100-летию со дня рождения Заслуженного работника культуры РСФСР Дечули П.Л. «Чайка над Амуром», булавинская «Уха для всех», соревнования по национальным видам спорта, выставка «Золотые руки наших мастеров», фотовыставка «Село мое родное», дефиле, церемония награждения жителей с. Булава по номинациям, концертная программа, фейерверк и дискотека.  

В празднике приняли участие гости из Сахалина, краевого центра, Ванинского, Амурского районов, сел Ульчского района, в том числе представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края - Одзял Л.А., президент АКМНС Хабаровского края, Бельды И.А., председатель Совета Старейшин, главный эксперт по правам КМНС Законодательной Думы Хабаровского края, Ходжер П.П., председатель правления ООМНС Амурского района, председатель Совета уполномоченных представителей КМНС при главе Амурского муниципального района.

В рамках церемонии торжественного открытия праздника была вручена высшая награда АКМНС,СиДВ РФ медаль «За верность Северу» председателю Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Ульчского района Одзял Марине Андусовне, которая вложила огромный личный вклад в развитие ульчского народа и его культуры, села Булава, Ульчского района и Хабаровского края, в том числе в издание каталога ульчской коллекции из собрания ХКМ им Н.И. Гродекова. Почетные грамоты и благодарственные письма от президента общероссийской Ассоциации КМНС Ледкова Г.П. получили Головань Анюта Васильевна, Росугбу Светлана Васильевна, Хатхил Людмила Борисовна. Главе села, обаятельной Росугбу Надежде Петровне были вручены приветственный адрес от краевой Ассоциации КМНС и подарок – бубен.

Несмотря на то, что праздник длился целый день, время пролетело как одно мгновение. Восхищением и особым трепетом была проникнута каждая минута праздника, все было продумано до мелочей. Люди увидели своими глазами и прониклись несравненной красотой ульчской культуры, нежной таинственной грацией национальных танцев. Особенно поразило исполнение известнейшего танца «Чайка на Амуром» в рамках районного конкурса.

Было бы крайне несправедливым не упомянуть о вкуснейшей булавинской ухе из плетей с древесными грибами, аналогов которой еще не встречалось на национальных праздниках.

Также необходимо упомянуть о роли компании Эксон нефтегаз лимитед, которая помогла в организации и проведении праздника.

 

Далее материалы сайта http://www.bulava.edu.27.ru/  Школа Алдуни, сайт булавинской средней школы:

Творческая работа ученицы 9А класса Ходжер Анастасии, руководитель Дробышева Т.Ю.

 

***

Я так люблю свою Булаву!
Здесь милый дом, где я живу.
Люблю я лес, цветы и травы –
Родной природы красоту.

Люблю бескрайние просторы
Реки любимой - моего Мангу…
Здесь отчий край, его история,
Что в сердце с гордостью ношу!

       * * *

В этот тёмный звёздный вечер
Дул осенний сильный ветер.
Он срывал с деревьев листья
И качал рябины кисти.

Отвечал Амур широкий
Ветру шумом волн высоких,
Изумрудных брызг стеной,
Криком чаек над волной.

Утром стало тихо,
Солнышко взошло,
И проснулось наше
Шумное село!

* * *

Река Амур моя течет,
И сопка Аури видна.
Здесь лето, осень - все влечет,
Как манит волну волна.

А деревья стоят златогривые,
Но пожухли трава и цветы.
И порывистый ветер игривый
Так и носится в гребнях волны.

                                                                

Мое  родное  милое село,
Здесь повезло на свет мне  появиться.
                                     Т. Иванилова
Здесь узких улиц серпантины
Причудливо по склонам вьются.
Рычат послушные машины,
Дома окошками смеются.
Обычное село, как всюду...
И часто солнце где-то в тучах.
Но знаю: здесь ценить умеют
Тепло сердец и руку друга.
Как и у всех, здесь есть проблемы:
Нет всем работы, нет жилья.
Но лучше нет моей Булавы
- Здесь дом и родина моя.
Т. Дробышева

  С чего начинается Родина? Для меня она берёт начало с высокого берега Амура, на котором раскинулась моё село, удивительно красивое, родное...

 Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано нам отцами и дедами: не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. А любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю...

Когда-то у древнего народа «нани», испокон веков селившегося по берегам Амура, в день наступления Нового года по лунному календарю был особый ритуал: старейшина, собрав свой род, вел его в тайгу и совершал «кэси гэли» - «счастья просил» у великого духа. Но не личного счастья или удачи для сородичей просил старик - он молился о том, чтобы  окружающий  мир оставался таким же прекрасным, как есть... И тогда в реке не переведется рыба, в лесах - зверь, а человек вечно будет жить в гармонии с природой-матерью.

Сотни лун сменили друг друга с тех пор, заметно оскудела наша природа, «страдает» наш великий Мангу, стал беднее ульчский народ, которому, как и другим аборигенам Дальнего Востока, пришлось с трудом приспосабливаться к происходящим экономическим изменениям в стране.  Но древнее заклинание, похоже, еще продолжает действовать, потому что суть духовности моего народа, его души сохранилась и сегодня. Душа эта и в национальном селе Булава Ульчского района Хабаровского края, моем родном селе, расположенном на правом берегу Амура, в 62 километрах от районного центра (село Богородское) и  в 757 километрах от краевого центра (город Хабаровск).

Сколько на российских просторах раскидано таких селений, больших и маленьких! И у каждого из них есть свое лицо, своя история...

Говорят, когда-то давным-давно, на месте села было стойбище, где жили наши предки: родовые династии Дуван, Ольчи, Оросугбу, Удзял, Дечули (по сей день между родами идет спор о том, кто же первым здесь поселился), но уже в 1861 на географических картах появилось название Булава наряду с селениями Аури, Маи, Монгол.

Официально же годом рождения села является 1812 год (откуда взялась эта дата, не могут объяснить даже старожилы). Версий о происхождении названия села существует несколько. Одна из них свидетельствует о том, что название произошло от слова «мель», которое по-ульчски звучит как «булава» (перед посёлком посреди Амура действительно большая мель).

Но самой романтичной и правдивой считают такую:

«В давние времена на тот берег Амура-Мангу, где сейчас находится Булава, приехали люди. Они облюбовали это место, так как оно было заслонено от морских ветров сопками, покрытыми девственной тайгой, где обитали пушные звери, а на противоположном берегу простирались пойменные луга, изрезанные многочисленными протоками и маленькими озерами, изобилующими рыбой, где гнездились перелетные птицы. Среди людей, полюбивших это богатое зверьем и рыбой место, находился старый шаман - даи сагди ни, у которого был булау для игры на бубне (так по-ульчски называется посох шамана). С помощью своего посоха шаман помогал сородичам во всем: в обустройстве жилья, в лечении от разных болезней, просил таежных духов помочь охотникам добыть зверя, а у Хозяина воды - хорошего улова для рыбаков.  А в это время по Амуру-Мангу ходили пароходы и перевозили лес на плотах, связанный железными тросами. Шаману было жаль леса, и он встал на берегу и срезал волшебной палкой-булау железные тросы. Булау созвучно слову "булава", поэтому село и стали звать в честь «булау» Булавой».

 Так гласит ульчская легенда, которая послужила основой для создания красивой песни, написанной моим замечательным земляком Петром Леонтьевичем Дечули (слова и музыка автора):

Булаваду бипу,
Мангу кирадуни.
Мэн гасанду бипу,
Барачуми бипу.

Булава недули.
Булава нгэгде.
Дуйлэпу дуэнтэ,
Вайлапу Мангу.

Тинэпун сагдумди,
Гэлбун Булава.
Мангаду дяпчаха
Тинэпу бэлэчихэ.

Живем в Булаве
На берегу Амура.
Живем в своей деревне,
Радуясь, живём.

Булава красивая.
Булава светлая.
Сверху сопки,
Снизу Амур.

Шаманский посох (палка)
Дал название Булаве.
Когда трудно жилось,
Посох помогал.

 

Да, в прошлом моим предкам жилось нелегко: как и другие народы Севера в царской России, ульчи не пользовались никакими правами. Их эксплуатировали купцы, кулаки, дельцы-рыбопромышленники. Целые селения вымирали от холода и болезней. Общественный строй являл собой переплетение сильных пережитков патриархально-родового строя со своеобразной соседской общиной и элементами капиталистических отношений.

Хозяйство ульчей отличалось примитивностью; основными занятиями являлись рыболовство и охотничий промысел. С рыболовством был связан весь быт ульчей, оно являлось главной отраслью хозяйства. Рыболовство давало основное продовольствие и многое другое: из кожи рыб изготовляли одежду и обувь, мешки, паруса для лодок. Благодаря рыболовству, ульчи могли содержать упряжных собак. Недаром и сегодня часто слышишь от односельчан: «Рыба будет - все будет».

Кроме рыболовства, были развиты и другие промыслы: охота на таёжного зверя (белку, соболя, колонка, лисиц, лося, медведя); собирание дикорастущих трав, кореньев, ягод. На охоту ходили в основном зимой мужскими группами из двух, трех или четырех человек. Мясо добытого зверя шло в пищу, а шкура использовалась вместо постели, из нее шили одежду и обувь, ее применяли при изготовлении охотничьих лыж и других предметов домашнего хозяйства. Женщины из корней и молодых побегов тальника плели посуду, из бересты делали домашнюю утварь.

Наряду с рыболовством, охотой, плетением и другими видами хозяйственной деятельности ульчам было известно и кузнечное ремесло. Из железа изготавливали ножи, рыболовные крючки и другие необходимые предметы.

С середины девятнадцатого столетия с приездом русских поселенцев в Булаве стали развиваться огородничество и скотоводство. Ульчи обзаводятся домашними животными: коровами, лошадьми, свиньями, козами, овцами; некоторые берутся за разведение кур.

Контакты с русскими отразились и на материальной культуре ульчей: появились русская одежда и обувь, всевозможная утварь, инструменты. И если раньше основным жилищем ульчей была постройка, состоящая из столбовых каркасов, двускатной крыши, отапливаемая каном, то теперь уже некоторые строят  срубные дома.

Русские в свою очередь заимствуют у ульчей некоторые орудия и приемы рыболовства, технику вязания сетей; учатся пользоваться инструментами для витья веревок, для обработки шкур; овладевают искусством изготовления дощатых плоскодонных лодок.  Дружеские контакты ульчского и русского населения оказались обоюдно полезными, содействовали взаимному обогащению культуры ульчей и русских поселенцев.

В 1860-х годах на Амуре открывается регулярное пароходное сообщение. К этому времени можно отнести появление почты, ее извозом начинают заниматься и жители Булавы. Новыми видами трудовой деятельности, которые осваивают в то время ульчи, становятся заготовка дров и перевозка различных грузов, осуществляемая летом по воде на лодках, зимой - по льду на специально приобретенных для этих целей лошадях. Рыба становится товаром, значительная ее часть уходит за пределы домашнего хозяйства. Сокращаются  масштабы собаководства.

...Много воды утекло в Мангу-Амуре с тех пор, как в начале XX столетия круто изменилась жизнь коренных народов, в том числе и булавинцев. Благосостояние моего народа несоизмеримо выросло по сравнению с прошлым; в быту и культуре произошли огромные изменения. Многое стало иным - в большинстве лучшим, а в чем-то - не очень...  Постепенно стали теряться древние, самобытные корни, традиции, язык...

В 1924 году  в селе была открыта первая (четырехлетняя) школа для ульчских детей. Первым учителем в ней был Муска Матвей Дмитриевич, о котором, к сожалению, сохранилось мало сведений и воспоминаний. В разные годы  здесь учили детей Л.Я. Антипова, А.И. Вольская, С.И. Зимаков и другие. Обучение сначала проводилось на ульчском языке, но поскольку своей письменности у ульчей не было, то приходилось заниматься по учебникам на нанайском языке, письменной основой которого являлся латинский алфавит.  Школьники испытывали большие трудности в одновременном усвоении латинского и русского алфавитов. В те годы ульчский считался диалектом нанайского языка, но сложности от того не становились меньшими, а страдало  прежде всего коренное население. Позже обучение в школе стало вестись только на русском языке. Это привело к тому, что в настоящее время на родном ульчском языке свободно говорят только пожилые люди, немного хуже - среднее поколение булавинцев, и  почти совсем его не знает молодежь, то есть мы...  Обидно: родной язык, который сегодня преподается факультативно, воспринимается как иностранный. Уйдут старики, и неужели исчезнет наш необыкновенно красивый язык - иногда протяжный, как старинная сказка, иногда быстрый, как перепалка птиц?...

Значительным событием для жителей Булавы стало в 1928 году  создание  кооперативного товарищества «Мунг кусу» («Наша сила»),которое имело несколько отделений в крупных сёлах. Уже в год его создания товарищество объединяло 92,1% населения. Руководили этой организацией выборные представители из среды самих ульчей. Сбывая добытую рыбу, пушнину, члены товарищества получали в кредит орудия производства и предметы потребления. Кооперация сыграла большую роль в подъёме экономики ульчей: внесла порядок в их хозяйство, поставила на твёрдую почву. Руководящие работники кооперации много сделали и для ликвидации неграмотности среди рыбаков: была открыта изба-читальня, в которой работал инвалид Вальдю Иосиф Анисимович.  В это же время был создан фельдшерско-акушерский пункт, где лечением булавинцев занимались супруги Александр Петрович и Елена Никандровна Дубоносовы.

Важнейшую роль в дальнейшем налаживании хозяйства сыграли органы Советской власти. В 1928 году решением исполкома Хабаровского краевого Совета народных депутатов образован Булавинский сельский Совет, основным принципом деятельности которого стало привлечение к местному самоуправлению самих жителей села.

В начале тридцатых появляются магазин, ясли, клуб, здания сельского Совета и правления колхоза, баня. Все постройки обнесли фигурным штакетником, который вручную изготовил Ольчи Сергей Наингинович.

В июне 1931 года жители стойбища на сельском сходе решили организовать колхоз и дать ему название «Единение-Сила» («Камур опуни-кусу»). Первым председателем был избран Куракта Тумали, охотник и рыбак, делегат туземного съезда. Первым бригадиром лова назначен Александр Тихонович Дечули.

Вскоре по инициативе коммунистов района в Булаве был создан «Интегралсоюз» с хозяйственно - экономическим, культурно-бытовым, снабженческим, рыбным и сельскохозяйственным отделами. В разное время в этом учреждении работали инструкторами наши земляки:Павел Григорьевич Ангин, Семён Николаевич Сипин, Куя Дятала и другие. Председатели обеспечивали рыбаков на договорных началах спецодеждой, неводами; охотников - нарезным и гладкоствольным оружием и другим необходимым. Они вели большую разъяснительную работу по развитию растениеводства и животноводства.

В эти годы была построена конюшня, где содержали колхозных лошадей и коров. Конюхом работал хорошо известный всем булавинцам Михаил Семенович Дуван - один из выдающихся шаманов. Он, как и многие амурские шаманы, был не только исполнителем ритуальных песнопений при совершении ульчских обрядов, но и с помощью лечебных песнопений изгонял из больных людей злых духов, ставших причиной болезни. Кроме этого  Дуван М.С. предсказывал будущее. К нему многие обращались за помощью, и он никому никогда не отказывал, поэтому и помнят его до сих пор наши старожилы.

В 1935 году был создан (под председательством Иннокентия Петровича Урангина ) колхоз им.  Ленина.  

В декабре 1939 года состоялись первые выборы местных Советов. Колхозница-рыбачка из села Булава Галина Кои была выбрана депутатом районного Совета.

В конце тридцатых осуществляется радиофикация села, открывается радиоузел и почта.

Всё это время село продолжает строиться: оно вытянулось почти на два километра. Теперь ульчи не следуют старым традициям - строить свои дома на берегу, а возводят их ближе к центру. Почти все  обзавелись огородами, многие  на примере русских стали устанавливать хозяйственные постройки позади жилищ. Мирная жизнь постепенно набирала темпы...

Наступил 1941 год... Грянула Великая Отечественная война.  Почти все мужчины Булавы отправились на фронт защищать свою землю, свою страну.

Дальневосточный характер... Эти слова в годы всенародной священной войны стали символом смелости, мужества, доблести. В годы войны мои земляки показали себя отважными бойцами. На Курской дуге, например, отличился лейтенант Максим Ангин, который с группой разведчиков в тяжёлых условиях добыл «языка», тем самым обеспечив успешную операцию Первой Гвардейской Московской дивизии.

Не всем суждено было вернуться с войны. Семнадцать человек из Булавы погибло на фронте...  Под Сталинградом в марте 1943 года убитЫча Владимир Владимирович,  на Курской дуге - Еюка Василий Георгиевич; многие пропали без вести.

В 1945 году десятки мужчин из нашего села приняли участие в разгроме японской Квантунской армии.

В годы войны булавинцы продемонстрировали не только чудеса храбрости и героизма, но и образцы самоотверженного труда... Жители села  стали инициаторами сбора средств на строительство эскадрильи «Нижнеамурский колхозник», участвовали в создании танковых колонн, подводных лодок, сдавая в фонд обороны рыбу, ценные меховые шкурки, а также свои скромные сбережения; собирали теплые вещи, обувь, продукты и отправляли бойцам на фронт.

Обязанности председателя Булавинского сельского совета тогда исполнял Удзял Николай Иванович, которого и сегодня тепло вспоминают старые жители. Он был невысокого роста, из-за трибуны почти не виден, но зато хорошо слышали все его звонкий голос, призывающий внести свой посильный вклад в дело победы. Старики и женщины выходили на добычу рыбы и днем, и ночью; многие подростки участвовали в промысле наравне со взрослыми. Для выполнения плана в колхозе не хватало людей, пришлось резко сократить сельскохозяйственное производство. Несмотря на все трудности, рыбаки выполняли и перевыполняли планы. За доблестный труд многие были награждены орденами и медалями.

Отгремели  последние залпы Великой Отечественной...Весна Победы пришла и в наше село... Кругом еще лежали снега, но все равно была весна. Цвели души булавинцев, дружно - война сплотила людей - они принялись за мирный труд. Надо было жить дальше...

После окончания войны село продолжает строиться, развивается его производство... Новые орудия труда и техника, более совершенная организация труда позволили направить высвобождающиеся силы на развитие сельского хозяйства и на строительные работы.

В 50-х годах развернулось большое строительство жилых и общественных зданий. Силами колхозников и других жителей села были построены школа, при ней - столовая и мастерские, ясли; в то же время в селе появилась электростанция, и теперь булавинцы могли пользоваться электрическим светом.

В улучшении благосостояния быта и культуры сельчан огромная заслуга председателя сельского Совета Даргачи Нины Даниловны, которая была инициатором всего нового в Булаве. Эту активную, энергичную женщину-ульчанку знал тогда и уважал весь район. Нина Даниловна с готовностью помогала людям, в трудную минуту поддерживала теплым словом, а если требовалось, то спрашивала со всей строгостью  и даже сурово наказывала.

У жизни свои законы, и порой она диктует их, меняя  людские судьбы. Так, из-за сильного наводнения 1959 года, многим булавинцам пришлось переселиться. Свои дома они поставили подальше от берега. А новую дорогу (старая, проходившая по берегу, была затоплена) через сопку за лето 1960 года вручную, используя только ломы да лопаты, сделали Меркулов Владимир и Савельев Артур, которые весной того года закончили девять классов в соседнем селе Мариинское. В то время это была очень нужная дорога. Известно, что на полученные за свой труд деньги ребята уехали в Хабаровск и там поступили учиться. Меркулов В. работает в настоящее время хирургом в Москве, а о дальнейшей судьбе Савельева А., поступившего тогда на финансово-экономический факультет, ничего не известно. Как жаль того, что безвозвратно потеряно и  о чем сегодня мы знаем только понаслышке!

А село продолжает жить... В 1968 году в Булаве создается крупнейший в районе лесоучасток.  Вчерашние  рыбаки становятся вальщиками, трелевщиками, трактористами, сплавщиками. В новом посёлке лесников выстроены десятки двухквартирных домов, общежитие, столовая, складские помещения и другие объекты. Строительство идет огромными темпами: строятся кирпичные двухэтажные здания школы, детского сада  и клуба, деревянные здания больницы, аптеки, пекарни, двухэтажные жилые дома. Одновременно прокладывается грунтовая дорога до районного центра и других населенных пунктов. В 1978 году организован новый рыболовецкий колхоз «60 лет Октября». В восьмидесятые в Булаве действует аэропорт, который, просуществовав совсем немного, к сожалению, будет вскоре закрыт из-за своей нерентабельности...

В эти годы Булава - красивое современное село. Чего стоила сопка, разделявшая Старую и Новую Булаву! Весной она вся была покрыта багульником и представляла собой цветущий сиренево-розовый ковёр, которым любовались жители и гости села (раньше к багульнику и не прикасались: не было даже мысли сорвать такую красоту - пусть радует человека). Существует она и сейчас -  никуда не исчезла, но багульника на сопке стало меньше: каждый старается сорвать хоть веточку, особенно малыши.

А какой была вода в Амуре! Источником настоящей свежести и чистоты... Сегодня, к сожалению, это уже не так. И сейчас к чувству гордости за своё село добавляется чувство вины и страха... за будущее нашего Амура-кормильца.

О настоящем моей Булавы можно рассказывать бесконечно. На сегодняшний день в нашем селе проживает 2192 человека, из них коренного населения - ульчей, нанайцев, удэгейцев эвенков, нивхов, негидальцев - 821. Кроме коренного населения есть русские, украинцы, корейцы, белорусы, грузины, мордва, татары, киргизы (всего около двадцати национальностей), так что булавинцы - многонациональная дружная семья, бережно хранящая традиции, культуру, историю села и её создателей.

И главным центром на этом поприще, настоящей гордостью нашей является национальный Музей, созданный в 1993 году. Основным вдохновителем и создателем музея является Ангин Дмитрий Иванович, положивший все силы и даже здоровье для возрождения национальной культуры ульчей. Последователями его дела стали Куйсали Юрий Никитович (нынешний директор Булавинской детской художественной школы, на втором этаже которой и располагается музей), Росугбу И.П., Сафаргалиева Н.П., Дечули Л.С. и другие. Работниками музея собраны уникальные находки быта и жизни народов Приамурья; на ежегодных выставках, проводимых весной, - предметы домашнего обихода, как найденные, так и выполненные мастерами; одежда, вышитая лучшими мастерицами; детские работы, созданные на кружках вышивания, рисования, вырезания по дереву. Наш музей славится тем, что в нём хранятся работы Очу Лукьяновны Росугбу, Ходжер Нины Константиновны и других настоящих мастериц. Нина Константиновна увлеклась национально-прикладным искусством, когда ей было тридцать восемь лет. Изготовляя предметы традиционные, чисто национальные из бересты, тальниковой лозы, бисера, вышивая по ткани, она пробует всё это сочетать с предметами современного быта и одежды. Например, из тальниковой лозы и корней раньше изготовляли посуду - она же придумала шляпы, из бересты и бисера стала выполнять различные сувениры, панно, бижутерию. Никто до неё этого не делал. Всех до сих пор удивляет её бескрайняя фантазия и... необыкновенная скромность: о себе она рассказывать не любит. А ведь изделия Нины Константиновны Ходжер экспонировались в Хабаровске. Москве, Санкт-Петербургег Японии, Югославии, США, Германии. Зато с любовью и уважением вспоминает она свою наставницу Очу Лукьяновну Росугбу, скромную колхозницу, ставшую членом Союза художников СССР, лауреатом премии им. Репина. Бабушка Очу родилась в начале века, ей пришлось много работать, и она не умела ни читать, ни писать. Мать её была мастерицей (тогда все женщины  вышивали), и Очу в свободное время помогала матери выделывать рыбью кожу, разделывать коноплю на нитки, училась вышивать. «Помогала постигать это искусство и природа», - говорит Нина Константиновна.

Понемногу Очу училась переносить на ткань всю красоту окружающего мира, многообразие красок. Слава об Очу Лукьяновне начала расти в 60-е годы, причём не только в крае, но и по всей стране. Её ковры и халаты, перчатки и соро, посуду из бересты приобретали различные этнографические музеи.

Несколько слов хочется сказать и о З.А. Пластиной, которую помнят как непревзойдённую мастерицу по изделиям из рыбьей кожи.

Эти признанные мастера передали свой опыт ульчской молодёжи, которая, к счастью, понимает, каким богатейшим творческим наследием обладает наш народ. Теперь уже ученицы замечательных мастериц «одевают» знаменитый на всю страну национальный ансамбль «Гива»,  танцевальный ансамбль «Диро».

Да, ульчский народ поистине самобытен и талантлив, и сегодня наша Булава - своеобразный центр национального искусства, который славится и творческими коллективами художественной самодеятельности как в Старой, так и в Новой Булаве, продолжающими традиции песенного и танцевального искусства, начатые в далёкие тридцатые годы (под руководством Сипина С.Н.). Это настоящее Сотворчество Домов Культуры нашего села, в которых с удовольствием поют, танцуют, участвуют в праздничных концертах и стар, и млад, а школьники занимаются в различных кружках. Коллективы «Славянка», «Шалунья», «Гива», «Диро» давно знакомы всему посёлку, району и краю, горячо любимы односельчанами, их выступления ждут, а руководители этих танцевальных групп: Жарикова Е.В., Урангина Л.А., Веткан Г.П.  -  в вечном творческом поиске.

Самому первому песенно-танцевальному ансамблю «Гива» исполнилось в 2006 году 50 лет! Его организатора, большого знатока народного искусства, вложившего всю свою неугомонную душу, свой талант в развитие ульчской культуры, Петра Леонтьевича Дечули, помнят и любят все булавинцы. Пётр Леонтьевич был хореографом по призванию. Сочиняя свои произведения, он называл их «танцевальными картинами»: их герои - стаи волн и стаи рыб, крылатый ветер и крылатая чайка - первородные картины природы, переведённые на язык национальной пластики. Первой серьёзной работой стала композиция «Любовь каюра», потом поставлены «Ульчская сюита», «Девять дочерей Амура» и многие другие. Дело Петра Леонтьевича Дечули продолжили Надежда Росугбу, Галина Веткан, дочь Лилия Петровна, которая и сегодня радует своими песнями. Сейчас в ансамбле, которому в 1978 году присвоено звание «народный», танцуют внуки и правнуки первых участников...

Эти внуки и правнуки учатся в замечательной средней школе, расположенной в центре села.  Это современное двухэтажное здание (начавшее свое существование с апреля 1977 года) с уютными коридорами и классами, с чудесными учителями, звонкоголосой ребятнёй. Первым директором средней школы был Киле Кирис Канганович. С 1994 года директором работает Дробышев Юрий Михайлович, человек с широким кругозором, деловой хваткой, целеустремленный и умеющий добиваться поставленных задач.  А какой здесь сплоченный, творчески мыслящий и работающий коллектив учителей! Среди них Чижик Ю.И., Дехтярева Т.П., У Е.И., Бобыкина В.В. и многие-многие другие. Целый день светятся окна школы - ученики занимаются в две смены. Здесь работают спортивные кружки и секции, проводятся различные вечера, конкурсы, предметные недели. После занятий ребята с большим желанием занимаются в компьютерном классе. В школе функционируют два спортзала, рядом - стадион, комбинированная площадка для волейбола и баскетбола, поле для мини-футбола. Школа сегодня имеет выход в Интернет,  каждый предметный кабинет оснащен современными техническими средствами обучения,  в одном из кабинетов имеется интерактивная доска. Школа оказывает дополнительные образовательные услуги: в компьютерном классе открыты курсы пользователей персональных компьютеров, в классе автодела желающие со всего района получают профессию «водитель категории «А», «Б», «С». Булавинская школа - единственная в районе школа, находящаяся на самостоятельном балансе, имеющая свой собственный автобус.

Мы помним историю школы и её ветеранов: Муска М.Д., Киле К.К., Дяфу М.И., Нацвину К.Д., Актанко А.А., Гейкер А.Г., Ыча И.Н. и многих других.

Рядом со школой находится участковая больница, в которой, несмотря на всё сокращения, произошедшие за последние годы, работает большой дружный коллектив опытных и чутких людей. Среди них медсестры Бельды Н.Б., Актанко Т.А., Могильная Г.И., нянечки Кравченко О.Н., Росугбу А.С., врачи Морозова И.С, Дечули А.И., Дечули Н.Г.. Многие булавинцы со словами особой благодарности отзываются об Антонине Ивановне Дечули, которая работает терапевтом с 1976года, окончив лечебный факультет ХМИ. Она врач первой категории, квалифицированный специалист, отзывчивый и внимательный человек.

При нашей больнице находится отделение временного пребывания, в котором живут одинокие люди, престарелые, инвалиды, брошенные дети, и здесь в их судьбе принимают участие, оказывая большое внимание, уход, создав почти домашние условия, заботливые и чуткие люди в белых халатах.  Сегодня больница замечательно преобразилась - с помощью местных предпринимателей сделан косметический ремонт снаружи и внутри здания. В  палатах - чистота и уют, есть телевизор, холодильник.

Есть у нас в Булаве аптека, пошивочная, парикмахерская, баня, почтовое отделение связи, АТС, два детских сада, ветеринарный пункт, сеть магазинов и магазинчиков. Словом, всё то, что обеспечивает нормальную человеческую жизнь. И везде нас встречают приветливые и гостеприимные люди. На территории села работают две пилорамы, которые обеспечивают пиломатериалом не только односельчан, но и близлежащие населённые пункты.

Бесперебойно снабжает посёлок электроэнергией, дровами, водой, а главное, теплом  МУП УМР «Булавинский ТЭК».

Общества с ограниченной ответственностью АКМНС Артель «Булава» (под руководством Ли В.С.) и АКМНС «Калиновка» (под руководством Кучекта А.Г.) - потомственных рыбаков - сегодня занимаются, в основном, добычей и переработкой рыбы: весной  - корюшки и частика, летом -  горбуши и летней кеты, осенью - пеленгаса и осенней кеты, зимой - наваги. И сегодня мы гордимся своими односельчанами-рыбаками, которые, продолжая традиции, слывут в передовиках: это Росугбу Г.П., Именча В.П., Росугбу А.В., Ван А.В. и другие, кто приумножает добрые дела своих отцов.

Основное же предприятие села, в котором трудится почти половина взрослого населения, - ООО «Тахтинское», реорганизованное на базе бывшего леспромхоза. Его руководителем является Засухин Б.И., человек энергичный и деловой.  Сегодня ООО «Тахтинское» -  это небольшое хозяйство, занимающееся лесозаготовками и сбытом древесины через сотрудничество с Дальлеспромом,   с   различными  иностранными   фирмами. Помимо  этого предприятия лесозаготовками занимаются ООО «Тахтинский ЛЗК» (рук. Афлятунов Р.А.) и ООО «Амурлеспром» (рук. Бахтуридзе Ю.Я.).

И все же безработных в селе больше, чем тех, кто имеет стабильный заработок. Благо выручает река: на икру и рыбу меняют продукты, вещи, корм для домашних животных и многое другое. Как и прежде, это самая надежная валюта, которая никогда не падает в цене. Как тут не сказать «спасибо» Амуру-кормильцу!

Событием в октябре 2001 года стало открытие при содействии благотворительного фонда Сороса в Булаве филиала Хабаровского технологического колледжа. Здесь можно получить специальность «Моделирование и конструирование одежды». Обучение в колледже ведется с углубленным изучением национальной культуры. В 2004 году колледж выпустил своих первых дипломированных специалистов.

...Есть у нас и святое место, которое чтут все булавинцы, - это памятник погибшим односельчанам, расположенный на самом красивом месте села.

Стояло когда-то на берегу Амура в стойбище Булава небогатое жилище вдовы Сабы Ангиной. Вся-то её радость была в одном -разъединственном сыночке Максиме. Статным да красивым, как молодой тополёк, рос её сын. И не было для матери на свете лучше ее сына.

Нежданно-негаданно началась война с фашистами. Докатилась она и до маленького стойбища. Много воинов на защиту Отечества отправили жители Булавы. Среди них ушёл и Максим Ангин.

День и ночь ждала сына Саба, а когда чёрной вестью пришла в дом похоронка, что пал её сын - старший лейтенант - в бою смертью храбрых, забилась в плаче-горе мать. Отказывалась верить, что нет в живых её Максима. Ждала она его, не верила страшному известию. Но не в один её дом постучалась беда. Семнадцать похоронок прилетело, почти в каждый двор селения. А когда пришла долгожданная Победа, и в соседние сёла вернулись воины-освободители, похоронила надежду на возвращение сына мать. Отняла война у неё земную радость. Насыпала тогда Саба на крутом склоне сопки против дома холмик, где любил сидеть её сынок, где нередко и она с ним сиживала на закате солнца. Посадила берёзки, украсила холмик цветами и каждый день приходила сюда, молчаливая, скорбная, строгая, с неизбывной печалью в глазах. А потом не стало видно её на склоне сопки - не смогла пережить она гибель сына.

Поговорили о Сабе тогда на селе и забыли. И холмик затянуло травой, берёзы те выросли... Но горе матери не забывается...

К 40-летию Победы на том месте, где вспоминала она сына, и уложили первый камень. А потом объявили конкурс на лучший проект памятника. К исполнению был принят макет обелиска рабочего Тахтинского леспромхоза Н.В. Марченко.

Пятнадцать ступенек ведут к площадке, на которой установлен обелиск. Смотрит с высокой стелы высеченный в граните воин. Взор солдата устремлён к Вечному огню. В верхней части обелиска - дата войны, чуть ниже рельефно выступает орден Отечественной войны. Перед обелиском -плита   в   виде   красной   пятиконечной   звезды.   Территория   памятника огорожена    забором,    который    органично    вписывается    в    ландшафт окружающей природы.

Обелиск смотрится в любое время года: весной, когда природа только начинает просыпаться и сопка становится сиреневой из-за распустившегося багульника; летом, когда утопает в изумрудной зелени; осенью, когда устилается пёстрым разноцветным ковром; зимой серый гранит обелиска четко выделяется на фоне белого безмолвия. Из-за времени, из-за непогоды памятник начинает разрушаться: появились трещины, сходит краска, и каждый год ученики школы поддерживают чистоту и порядок на его территории, а для косметического ремонта выделяются администрацией СП  денежные средства. В знаменательные даты у обелиска проводятся митинги с возложением цветов и гирлянд. Не забывают его выпускники школы: во время прощального вечера приходят они к обелиску и, сидя на ступеньках, любуются восходом солнца, радуются жизни...

Издалека виден обелиск, а внизу пролегает дорога...

Остановись, прохожий! Пусть тревожно заставит биться сердце минута молчания. Шестьдесят секунд мирного времени, оплаченного смертью в боях за освобождение...

В последнее время хорошеет наше село, несмотря на все трудности. Жители наводят чистоту и порядок вокруг своих усадеб, сажают цветы, красят дома. Подросли сосны, посаженные на берегу в восьмидесятые годы, зеленеют с весны до самой осени вдоль берега берёзы и осины.

Изменения к лучшему происходят сегодня. Если, к примеру, несколько лет назад автомобиль был роскошью, то сейчас это уже  средство передвижения для многих. У каждого второго дома - спутниковая антенна.

В ближайшем будущем предполагается строительство церкви на Центральной улице по проекту Хабаровской епархии на пожертвования сельских прихожан и добровольные взносы жителей села. Наконец-то в программе развития посёлка (на территории Старой Булавы) продолжится строительство музейного комплекса, который станет настоящим этнографическим центром, задача которого - дальнейшее развитие народного промысла, культуры ульчского народа, привлечение иностранных туристов. Будет произведена модернизация АТС(охват территории поселения сотовой связью) и  осуществлена газификация села.

Мы любим своё село и дорожим тем, что живём именно здесь, в селе с таким красивым и необычным названием: Бу-ла-ва... Так хочется видеть Булаву процветающей, а односельчан - здоровыми и счастливыми! Всем жителям, а особенно нам, школьникам, нужно приложить еще большие усилия по озеленению поселка, его благоустройству. Этим самым мы внесём свой вклад в развитие родной Булавы... Всё это будет, если мы всем миром, сообща, дружно, будем жить и трудиться, а главное, любить свое село. Хочется сделать все, чтобы Булава стала еще лучше, еще богаче, еще краше...

 

 

Литература

  1. Смоляк А.В. Ульчи. - М: Наука, 1966 г.
  2. Иващенко Л. Я., Киле Н. Б., Смоляк А. В. и др. История и культура ульчей в XVII-ХХ в.в. Историко-этнографические очерки - СПб: Наука, 1994 г.
  3. Фёдоров З. И. Земля родная, Ульчия. - Хабаровск: Хабаровское краевое издательство, 1983 г.
  4. Чадаева А.  К югу от северного сияния. - Хабаровск: Хабаровское краевое издательство, 1982 г.
  5. Архив АСП с. Булава
  6. Газеты «Амурский маяк», «Тихоокеанская звезда»

 

Поделиться

0
User
User
Оцените автора
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.