Нанайцы в Великой Отечественной войне

Нанайцы, как и все народы Севера, являются хорошими охотниками, меткими стрелками. Они прекрасно ориентируются в таёжных условиях, являются хорошими следопытами. Их отличает хладнокровие, выдержка, находчивость, отвага и смелость. Они верны данному слову, надёжные товарищи. Все эти качества ярко проявились на войне. В большинстве случаев нанайцы на фронтах показали себя хорошими разведчиками, стрелками, снайперами, связистами, артиллеристами, танкистами.  

Из нанайцев-фронтовиков каждый седьмой носил фамилию Бельды. Свыше ста добровольцев отправил на фронт род Самаров, почти столько же – Ходжеров, Оненко, Киле, Пассаров, Гейкеров, Дигоров. На фронтах Великой Отечественной войны сражались роды Актанко, Одзял, Заксор, Тумали, Ойтанко.

Высокого звания Героя Советского Союза удостоен Александр Падалиевич Пассар, а Максим Александрович Пассар – Героя России

Одним из лучших снайперов в Сталинграде был Максим Пассар. В 1942 году прямо со школьной скамьи вместе со своими одноклассниками восемнадцатилетним юношей он ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком, в мае окончил снайперскую школу. В июне 1942 года Максим открыл свой личный счёт. 21 сентября 1942 года Пассару вручили, как лучшему снайперу дивизии, снайперскую винтовку. К 28 сентября на его счету было уже 100 убитых гитлеровцев. Тогда же его назначили командиром снайперского отделения. Только за сентябрь - октябрь 1942 года 145 снайперов, которых обучал М. Пассар, уничтожили 3175 солдат и офицеров противника. Но лучшим снайпером дивизии оставался он сам.  Первый орден Красного Знамени Максим получил в октябре 1942 года из рук самого генерала армии П.И. Батова.

Слава о снайпере Максиме Пассаре ходила по всему фронту. О нём писали фронтовые газеты. Поэт Евгений Долматовский посвятил ему стихотворение «Песня о Максиме Пассаре». Немцы устроили за бесстрашным снайпером настоящую охоту. Выпустили листовку, в которой обещали за его голову вознаграждение.

22 января 1943 года в бою за железную дорогу в районе станции Гумрак Максим Пассар, приблизившись на расстояние 100 метров к противнику, снайперским огнем снял расчёты двух станковых пулемётов, этим самым обеспечил успех продвижения части, но сам погиб.

Максима Пассара похоронили в братской могиле посёлка Городище Волгоградской области. На обелиске так и записано – Герой Советского Союза. Высокое звание фронтовику присвоила народная молва. Только официально звезду Героя нанайский стрелок не получал. В 1943 году к этому званию его посмертно представило командование 21-й армии. Но военный Совет Воронежского фронта заменил его орденом Красного Знамени.

И только через десятки лет, в канун 65-й годовщины Великой Победы, Максиму Пассару присвоена заслуженная награда – Героя Российской Федерации.

Последователем Максима стал и его школьный друг Захар Киле. Он внес новое в борьбу снайперов: он поддерживал тесную связь со стрелками и минометчиками. Если обнаруженная им цель оказывалась неуязвимой для снайпера, тогда он трассирующими пулями указывал на неё минометчикам, и те накрывали цель. Такое взаимодействие повышало эффективность снайперского боя и делало самого снайпера менее уязвимым для противника. Будучи скромным и застенчивым по характеру, Захар Киле был настоящей грозой для фашистов. 176 гитлеровцев на его счету, а со своими учениками 2871 фашист.

Первого председателя колхоза «Новый путь», одного из пионеров колхозного строительства в национальных районах Приамурья и одного из первых коммунистов-нанайцев Чубака Бельды еще до войны знали многие на Дальнем Востоке. Ему, колхозному организатору, патриоту поручили в 1942 году возглавить автоколонну из 10 машин с подарками фронтовикам от трудящихся Нанайского района. В первый же день войны Бельды Чубак просился на фронт. В райкоме партии ему отказали, сказав: «Уйти на фронт хочет каждый, а кто будет растить хлеб, ловить рыбу, добывать пушнину…». И вот оставив вместо себя Петра У, в 1943 году Чубак Бельды попадает на Сталинградский фронт в один полк со своим односельчанином снайпером Захаром Киле. В первом же бою Ч. Бельды проявил себя, уничтожив до 30 фашистов, сорвал контратаку противника. Опыт организатора колхозного производства пригодился ему и на фронте. Во время одного из боёв погиб командир взвода, тогда Бельды Чубак взял на себя командование взводом и поднял бойцов в атаку, преследуя отступающего противника. Смелый воин Чубак Бельды погиб смертью храбрых 27 марта 1944 года в неравном бою с фашистами.

Кому сегодня не знакомо имя Акима Самара - поэта, зачинателя нанайской литературы. Родился в Кондоне, работал в Найхине, в первой районной нанайской газете «Тачиочиори покто» (Учебный путь). В феврале 1942 года добровольцем ушёл на фронт, тогда же он написал последнее своё стихотворение, которое потом стало песней: «фашист бими-дэ пэргэдечи» (хоть ты и фашист, получишь по заслугам). А в августе 1943 года пал смертью храбрых под Сталинградом.

Оненко Сулунгу Николаевич известен нам как учёный. Ещё учась в Ленинграде был призван в ряды Красной Армии в ноябре 1939 года. В Шепетовке, на Украине застала его война. Храбро воевал Сулунгу Оненко на Украине, Северном Кавказе, прошёл с боями Польшу, освобождал Чехословакию, штурмовал Берлин.  После войны он окончил Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова, затем аспирантуру института языкознания АН СССР. Блестяще защитил диссертацию и всю свою жизнь посвятил изучению нанайского языка.

В 1941 году в селе Вятском Хабаровского края была сформирована 88-я отдельная стрелковая бригада. В неё входили китайцы, корейцы, нанайцы, эвенки, нивхи, удэгейцы и другие представители северных народностей, внешностью схожие с китайцами и хотя бы немного владевшие китайским языком. Из них отбирались лучшие и надёжные воины, которые проходили специальную подготовку, а затем снабжённые радиостанциями, экипированные под местных жителей Северо-Восточного Китая и японских солдат забрасывались группами по пять человек для выполнения разведывательных заданий в Квантунской армии.

Были случаи, когда свои же расстреливали наших разведчиков, потому что они были похожи на японцев, и одеты в форму их солдат. Многие из разведчиков погибли в застенках спецслужб Квантунской армии, но предателей среди коренных народов Приамурья не было. Они были надёжными, поэтому им доверяли больше, чем перебежчикам из Китая.

Из-за повышенной секретности нам мало известны имена и подвиги нанайских разведчиков. В разведывательных  операциях участвовал Киле Николай Батунович, кандидат филологических наук, а также:

Заксор Армас Ильич, Ходжер Трофим Николаевич, Ходжер Пора Нюмняевич, Ходжер Демьян Васильевич - из Верхнего Нергена

Бельды Леонид Егорович, Бельды Талига Фёдорович, Гейкер Николай Степанович, Оненко Павел Александрович – из села Найхин

Бельды Трофим Мактович, Бельды Григорий Николаевич, Киле Павел Дигдаевич, Бельды Анатолий Михайлович (погиб) - из села Дада

Ходжер Трофим Зарасович, Ходжер Никифор Зарасович из села Джари

Ходжер Характа Алексеевич из села Лидога

Перменко Николай Филиппович из села  Синда

Академик А.П. Окладников так характеризовал представителей малочисленных народностей Севера: «Они - смелые воины, непокорённые и свободолюбивые, готовые  бороться против любого агрессора, какими бы сильными ни были его войска».

 

Т.Н. Бельды, Зав. сектором учёта и хранения

МБУК «Краеведческий музей Нанайского муниципального района

Поделиться

0
User
User
Оцените автора
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.