28 апреля состоялся Круглый стол на тему: «Законодательное обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в области земельных отношений и допуска к возобновляемым природным ресурсам». Организаторами мероприятия выступили Комитет Государственной Думы по делам национальностей совместно с Комитетом по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Мероприятие прошло в Малом зале Государственной Думы под председательством первого заместителя Председателя Государственной Думы Ивана Мельникова.
В обсуждении приняли участие более 200 представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
С докладом на круглом столе выступила президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Одзял Любовь Александровна, которая отметила, что обсуждаемая тема является одним из самых важных, ключевых вопросов для коренных малочисленных народов. «Несмотря на то, что законы в стране для всех одни, практика в регионах разная. Где-то органы власти и коренные народы находят понимание, а где-то идет бескомпромиссная война. Конечно же, это неприемлемо, необходимо наладить во всех регионах цивилизованный диалог, научиться слышать друг друга.
Назрела необходимость изменения законодательства, так как существует очень много проблем, которые упираются в отсутствие нормативных актов, введение избыточных административных барьеров, а иногда и вовсе – очевидную нелепость некоторых решений и отсутствие в них связи с реальностью. Принятие управленческих решений в обязательном порядке должно согласовываться с субъектами РФ, а в субъектах с общественными организациями коренных народов.
Первая проблема, о которой все знают и которая обсуждается на различных площадках – отсутствие документов, в которых бы подтверждалась национальная принадлежность. Нерешенность этой проблемы привела к росту в геометрической прогрессии количества лжеаборигенов и лжеобщин, предприимчивых людей, которые создают все новые общины и требуют под них создавать рыбопромысловые участки. Дошло до того, что создают общины, учредители которых не являются аборигенами, но минюст бессилен, так как проверить национальность возможности нет. При этом настоящим общинам и аборигенам невыгодно, чтобы таких лжеобщин и лжеаборигенов становилось все больше, так как объемы ресурса не увеличиваются, и без того мизерные квоты постоянно уменьшаются.
При этом выход, который предлагает федеральное агентство по делам национальностей в виде реестра, с одной стороны является хорошим решением, но неграмотное исполнение может привести к полной дискредитации идеи. Что предлагает ФАДН? Включить в реестр постоянно проживающих, то есть тех самых лжеаборигенов, учитывать отчисления лжеобщин на лжеаборигенов, формировать реестр на основе данных МВД, ЗАГСа, военкомата, что приведет к тому, что большое количество детей не попадет в реестр.
Сколько к нам в ассоциацию приходит мамочек, которые в свидетельство о рождении национальность не вносят, а потом бегут за справкой, так как детские пособия в повышенном размере получить не могут. Речь идет не о единицах пропущенных, счет идет на тысячи! Поэтому предлагаю ФАДН в обязательном порядке первичный вариант реестра направить в регионы и внести в него на местах всех пропущенных, до того, как реестр будет утвержден официально.
Проблемы охотничьего промысла - бесправие охотников, которые не могут пользоваться родовыми охотугодьями, на которых охотились их отцы и деды. Сейчас они находятся в зависимости от прихотей охотпользователей, которые пытаются сжить их с мест. Считаю, что с предприятиями, нарушающими права коренных народов, надо расторгать договора без всяких церемоний, чтобы раз и навсегда прекратить эти возмутительные действия.
Оленеводы жалуются на несовершенство действующего лесного кодекса, в котором нет понятия оленьих пастбищ. Чтобы получить оленьи пастбища, общине приходится брать участок лесного фонда через аукцион и на данный момент только одна героическая община смогла на себя оформить 76000 га. Требования к использованию участков лесного фонда огромные. Один только план освоения лесов стоит 120 тысяч рублей. Поэтому нужно внести понятие оленьих пастбищ в Лесной Кодекс и дать возможность закреплять их без аукциона напрямую с оленеводами.
В Хабаровском крае и не только в нем очень остро стоит проблема отстрела волков. Казалось бы, все понимают, что нужно дать возможность оленеводам беспрепятственно их уничтожать, однако ввели запрет применения яда, ввели дурацкие нормативы численности волков, по которым чуть ли не на каждом гектаре должно быть по волку.
Одна стая волков уничтожает множество оленей, хуже всего, что гибнет весь приплод, сильно сокращается поголовье, поэтому для оленеводческих хозяйств эти нормативы неприемлемые, количество волков должно быть минимальным. Сейчас мы фактически на субсидии для оленеводства кормим хищников.
Вырубки леса негативно влияют на животный мир. Необходимо прекратить бездумно рубить лес, принять усилия по сохранению последних уголков дикой природы. Лес – это источник стабильного существования аборигенов и необходимое условие поддержания экологического баланса, сдерживание климатических изменений, защита от наводнений, ветров. А у нас нет неприкосновенных лесов. Поэтому рубят лес, планируются рубки прямо на охотугодьях национальных общин, в местах, где охотятся наши охотники аборигены.
Это также недоработки в Лесном Кодексе РФ, который разрешает использование лесов и в целях охоты и для рубок одновременно.
Нас волнует, что правила рубок леса изменились и сейчас леса находятся под угрозой, так как изъяты нормы, требовавшие не допускать повреждения корневых систем. В результате деревья, не допущенные в рубку, все равно будут повреждены и засохнут.
Еще одна общая беда, что промышленные компании недропользователи не спешат помогать территориям, на которых добывают золото, и заодно убивают природу.
Единственное золотодобывающее предприятие, которое работает с коренными народами - АО «Полиметалл». Остальные предприятия не желают участвовать в развитии районов, на территории которых ведут работу.
Хотелось бы проинформировать, что работа по территориям традиционного природопользования у нас в крае в стадии логического завершения, подготовлено постановление с учетом мнения общественности районов, в таких районах, как Советско-Гаванский, Ванинский, Солнечный площади увеличены в 7-17 раз. Там, где не увеличены площади, изменены границы, возвращены именно те участки, которые коренные народы считают стратегически важными для развития.
Выделение квот для общин. Готовится к выходу новое распоряжение, в котором закреплен по меньшей мере странный критерий выделения квоты в проценте от поданной заявки. В результате общины должны играть в "угадай квоту". Как планировать работу в таких условиях?
Проблема возникла из-за того, что так выделять квоты общинам требует генеральная прокуратура РФ.
И у меня в связи с этим очень серьезный вопрос – на каком основании прокуратура указывает Федеральному агентству по рыболовству как именно должна выделяться квота, учить их, как это лучше делать? Задача прокуратуры состояла в том, чтобы указать на то, что порядок выделения квот общинам отсутствует и должен быть разработан, сам порядок выделения квот должны определять органы власти, а не прокуратура.
Лимиты должны быть стабильными и зависеть от объективных факторов, хотя бы объемов выловов за предыдущий период. Что делать градообразующим предприятиям национальным общинам, которые тянут целые деревни? Тем, у кого работает производство, вложены средства, кто вносит огромный социальный вклад?
Следующая проблема - это проблема коряков в Хабаровском крае, нанайцев на Камчатке, которым отказывают в выделении квот.
В 2016 году возникла возмутительная практика штрафов за отчетность в Магаданской области и на Камчатке. Штрафуют 80-летних бабушек, дедушек, которые войну прошли, а бумажку сдать забыли. Это позор для тех, кто штрафует. Как отчитываться, каким образом, ведь многие люди живут за несколько сотен километров от рыбинспекции на самовыживании. Кому она нужна эта отчетность, за три грамма рыбы? Давайте оставим в покое людей, раз взял квоту, значит автоматом выловил ее.
Увеличилось число случаев административного наказания общин за формальные нарушения, не так заполнил журнал, не так отчитался, при этом ущерба государству от таких формальных нарушений не наносится, а вот наказываются общины на сотни тысяч рублей, на равных с промышленными предприятиями, хотя квоты у них в сотни раз меньше. На мой взгляд необходимо упростить отчетность общин и уменьшить карательные санкции по отношению к ним.
И последнее на что бы хотелось обратить внимание – пропуск рыбы на нерест в р. Амур, р. Охота, р. Уда. Необходимо принять комплекс мер – снизить нагрузку на эти реки, установить проходные дни, зоны пропуска рыбы, установить ограничения по нагрузке на одну лодку и т.д., чтобы не получилось после рекордных выловов самое страшное - вода и полное отсутствие рыбы, вода есть, рыбы нет. Давайте будем благоразумными, хотя бы ради самих себя!