В Хабаровском крае издали первый негидальский букварь для школ. Авторы букваря - Дарья Надеина, Антонина Казарова и кандидат филологических наук Дарья Берелтуева. Пособие издано по заказу министерства образования и науки края в рамках госпрограммы региона «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае».
Это - одна из многочисленных работ, подготовленных для учителей, которые преподают родной язык коренным малочисленным народам Севера.
- Для того, чтобы преподавание было на высоком уровне, надо обеспечить его дидактическим сопровождением, - говорит доцент кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования (ХК ИРО) Тамара Фисенко. - А также подготовить самих учителей к работе в режиме новой образовательной практики.
В институте ежегодно проводятся курсы переподготовки и повышения квалификации учителей для образовательных учреждений по специальности «Родной язык и литература». В них участвуют не только работающие учителя родного языка коренных малочисленных народов Севера, но и педагоги, которые могут составить кадровый резерв.
Результатом обучения стала подготовка слушателями проектов рабочих программ, которые легли в основу программ по нанайскому, ульчскому, нивхскому, негидальскому языкам. Они уже прошли экспертное заключение, и учителя получили навигатор, который поможет на научной основе обучать детей родному языку. Они, как штурманы, прокладывают курс в изучении языка и помогают в этом другим.
- Для повышения квалификации и педагогического мастерства учителей разработаны программы, пособие в виде рабочей тетради, содержание которого обеспечивает им возможность реализовать требования новых стандартов в преподавании своего предмета, - рассказывает Тамара Ивановна.
Создано пособие по нивхскому языку (амурский диалект) и литературе, автор - кандидат исторических наук, преподаватель нивхского языка в Николаевском-на-Амуре промышленно-гуманитарном техникуме Марина Тэмина.
Пособие по ульчскому языку разработали Екатерина Манько и Надежда Дечули. А недавно учебно-методический комплекс, используемый в крае для изучения родных языков, пополнился новыми пособиями.
Авторский коллектив (А. Бельды, О. Попова, Т. Гейкер и Е. Самар) разработал примерные программы по нанайскому языку и родной литературе для 1-11-х классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. На первый план в них выдвигается развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Также впервые издано электронное учебно-наглядное пособие по нанайскому языку «Нанай хэсэни». Оно направлено на углубление систематизации знаний по морфологии и предназначено, прежде всего, для педагогов.
Кроме того, пособие может использоваться при обучении детей нанайскому языку в общеобразовательных организациях, в учреждениях высшего образования и профессиональных организациях.
В ХК ИРО прошел смотр лучших проектов по итогам ВИП-курсов 2016 года. В нем приняли участие два проекта, которые посвящены развитию творческой и предпринимательской деятельности. Автор первого проекта Ирина Канчуга, учитель школы села Кондон Солнечного района. Ее исследование посвящено основам предпринимательской деятельности, связанной с аборигенным экотуризмом.
Развитие основ предпринимательства у школьников поможет сохранению и развитию национальных ремёсел.
Автор второго проекта Надежда Самар, завуч школы имени Акима Самара села Кондон. Она разработала программу внеурочной деятельности «Наш мир - единство непохожих», которая посвящена развитию этнической толерантности школьников.
Предлагается теоретическая и практическая работа по разрешению конфликтов, использованию социального партнерства, проведению игровых тренингов, а также практика по формированию опыта организации проектов духовно-нравственной направленности.
Программа адресована педагогам школ в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Марина ЛИТВИНОВА
Источник: http://toz.khv.ru/special_issues/klassnaya_rabota/shturmany_natsionalnogo_yazyka/