В школе села Джуен Амурского района изучают нанайский язык с первого класса. «Бачигоапу!» - говорят друг другу ученики и учителя, входя в родную школу. Приветствие на родном языке слышится на всех учебных предметах.
- Мы живем в национальном селе, и для нас, коренных малочисленных народов Севера, уметь говорить на языке наших предков - значит сохранить накопленный веками опыт, устои, традиции, обычаи, исторические и духовные ценности, знания об окружающем мире; воспитать поколение, осознающее ответственность за будущее своего народа, - рассказывает Ольга Митянина, заместитель директора школы села Джуен. - Наш педагогический коллектив по своему составу полностью национальный, и школа является центром сохранения и возрождения родного языка и культуры в селе.
- Знакомство с родным языком у наших детей начинается еще в дошкольной группе при школе. Преемственность в обучении родному языку соблюдается в начальной и основной школе. Важно, чтобы интерес у детей сохранялся как можно дольше. Например, ученики соревнуются, кто больше напишет слов за две минуты, кто лучше знает нанайские сказки. Дети постарше с помощью словаря и учебника составляют тематические словари: «Семья», «Школа», «Еда», «Дом». Младшие ученики дополняют словарь рисунками. Причем у ребят есть возможность расспросить своих родителей, бабушек и дедушек о новых словах, чтобы словарик был более полным. В школе есть и множество других форм, способствующих изучению нанайской культуры и языка, - продолжает Ольга Митянина.
К примеру, дети с удовольствием посещают школьный этнографический музей, принимают участие в олимпиадах и викторинах, знакомятся с национальным искусством народов нани; учителя родного языка не забывают и о традиционном укладе жизни, который ученики будут передавать последующим поколениям.
С каждым годом всё интереснее проходят Недели родного языка, которые традиционно проводятся в феврале в преддверии Международного дня родных языков. В рамках Недели школьники проводят исследовательские работы о традициях, культуре и обычаях нанайского народа, создают презентации, участвуют в викторинах, поют национальные песни, рассказывают сказки, читают стихи и соревнуются в конкурсе скороговорок.
- Вот в этом году мы решили привлечь родителей к нашим мероприятиям, включив в план недели занятие, на котором предлагались разные бытовые ситуации из жизни семьи: разговор за столом, обсуждение прошедшего дня, каникулы. Как здорово было слушать оживленный диалог родителей и детей! Причем они использовали созданные детьми тематические словарики, которые очень пригодились. Учитель выполнял роль наставника, помогал разобраться с грамматикой, в построении предложений. Родителям и детям предложили дома ввести в традицию «час общения» на родном языке. Я считаю, что такие занятия сближают семьи и, самое главное, помогают возродить общение на бытовом уровне, что очень сложно в современных условиях, когда молодые родители очень мало общаются с детьми на родном языке, - продолжает Ольга Викторовна.
- На закрытии Недели родного языка ученики, учителя и родители приняли участие в «Языковом баттле», суть которого состоит в том, что команды соревновались в знании нанайского языка. Сначала было путешествие по станциям, на которых пели нанайские песни, отгадывали названия домашних и диких животных, разгадывали загадки и кроссворды, а за выполненные задания получали листочки, на которых были слова на нанайском языке. В финале, встретившись в спортивном зале, мы составляли предложения из полученных слов, переводили короткие тексты, «ходили на рыбалку», вспоминали названия рыб бассейна реки Амур и озера Болонь, - рассказывает Света Кондеева, ученица 6 класса, победитель олимпиады по родному языку.
- Нам очень понравилось играть в игру, похожую на «Города»: участник первой команды называет слово на нанайском языке, участник другой команды - слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова, и так до тех пор, пока цепочка не оборвется. Кто сказал последнее слово, тот и победил, - дополняет Дарья Ходжер, ученица 6 класса.
- Мне очень понравился «Языковой баттл», - говорит Виктор Гатилов, ученик 7 класса. - Очень здорово было соревноваться с учителями и родителями. Мы показали класс! Я в школе села Джуен учусь третий год, нанайский язык никогда не изучал, так как сам русский. Мне интересны язык и культура народа, рядом с которым я живу. Я - сам детдомовский, но здесь люди такие хорошие и добрые.
Школа активно работает с национально-культурным центром «Амтака» (Ягодка), где ребят обучают танцам, пению и декоративно-прикладному искусству. Все они являются участниками фольклорной группы «Лахакан». Ежегодно детский ансамбль принимает участие в районном фестивале национальной культуры «Аист над Амуром», Дне национальной культуры, конкурсе сказителей и других мероприятиях. В подготовке мероприятий всегда помогают педагоги.
- Наши учителя имеют немало образовательных достижений, - рассказывает Ольга Митянина. - Ирина Гаер - победитель в номинации «За методическую эрудицию и мастерство» во Всероссийском мастер-классе учителей родных, включая русский, языков, призер краевого этапа конкурса по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи в номинации «Учреждения общего образования детей». В ее багаже еще множество разных грамот и дипломов за участие в краевых, районных конкурсах и проектах. В этом году она стала победителем в краевом смотре-конкурсе кабинетов родных языков в номинации «совмещенный кабинет». В этом же смотре приняла участие и Елена Блошенко - педагог, которая к любому делу подходит творчески. Она учит детей родному языку, знакомит с гербами родов, рассказывает о легендах нашего села и озера Болонь. Коренная дальневосточница, она очень любит свое село и эту любовь прививает ребятам на своих уроках. Её ученики принимают участие в краевых и районных мероприятиях и занимают призовые места.
Милена ВИКТОРОВА
Источник: https://toz.khv.ru/special_issues/klassnaya_rabota/urok_nanayskogo_v_krugu_semi/