Виктор Павлович Бельды родился 18 февраля 1951 года в селе Дада Нанайского района. В годы учебы в школе-интернате села Найхин активно принимал участие в художественной самодеятельности. В 1969 году окончил подготовительное отделение Хабаровского училища искусств по специальности «Хоровое дирижирование», в 1975 году - Хабаровское краевое культурно-просветительное училище в городе Биробиджане по специальности «Клубный работник, руководитель самодеятельного ансамбля баянов». В училище познакомился с Галиной, которая приехала на учебу из якутского села Жемкон. В 1975 году они сыграли веселую свадьбу. Сразу после училища приехал в село Даерга Нанайского района, где работал директором и художественным руководителем в Доме культуры.
Работая в клубе создал вокально-инструментальный ансамбль, дефицитную по тем временам музыкальную аппаратуру доставал через управление культуры и огромную помощь в приобретении музыкальных инструментов оказал колхоз «Новый путь». Аппаратура по тем временам была очень шикарной, имели даже чехословацкую бас-гитару. Виктор Павлович играл на саксофоне-альт, на баяне, на гитаре ритм-соло. В репертуаре ансамбля были популярные в те годы песни: «Надежда», «Шизгара» и другие. В селах Найхин и Даерга в те годы было 5 вокально-инструментальных ансамблей и на танцах играли по очереди, молодежь тогда танцевала только под живую музыку. Под магнитофоны никто не хотел танцевать. У Виктора Павловича в ансамбле солисткой в те годы была Лариса Петровна Бельды, которая ходила в ансамбль с десятого класса, у неё был очень красивый голос. В последствии она работала директором Дома культуры села Найхин и директором Краеведческого музея села Троицкое, а её муж Володя виртуозно играл на бас-гитаре. Вокально-инструментальный ансамбль под руководством Виктора Павловича был очень популярный, выезжал в соседние села на выступления, принимал участие в районных конкурсах и занимал призовые места. Жена Галина также пела в ансамбле якутские и современные песни и занимала первые места в районных смотрах.
По семейным обстоятельствам молодая семья уехала в Якутию на родину жены Галины в Усть-Алданский район, где Виктор Павлович работал в клубе директором, а Галина художественным руководителем. На новом месте снова создал вокально-инструментальный ансамбль и большой хор, в репертуаре были песни про В.И. Ленина, комсомол и популярные песни тех лет. Работа в клубе нравилась, большую помощь оказывала комсомольская организация, комсомольцы оказывали большую помощь в работе и входили в Совет Дома культуры, активно обсуждали и планировали работу клуба. Но из-за мизерной зарплаты пришлось менять профессию, работая механизатором сельского хозяйства, заочно окончил Иркутский институт сельского хозяйства ордена Дружбы народов. Получил диплом инженера-механика. Хорошо работал, стал ударником коммунистического труда, передовиком. За отличную работу поощрили путевкой в Москву на ВДНХ, дали премию – фонд на покупку автомобиля, который в то время был очень дефицитным, а передовикам автомобиль шел целенаправленно.
Вернувшись на Родину в Нанайский район, стал работать преподавателем и мастером производственного обучения в Троицком филиале СПТУ №10 и одновременно ходил по просьбе председателя сельского совета Станислава Юныча Бельды в джаринский клуб на полставки аккомпаниатором ансамбля «Илга дярини». В дальнейшем начальник Отдела культуры Нелли Григорьевна Плахотнюк приняла на полставки аккомпаниатором в ансамбль «Илга дярини». В 1990 году ансамбль «Илга дярини» принял участие на 1 фестивале народностей Приамурья, Сахалина, Камчатки в селе Нижние Халбы Комсомольского района. В составе ансамбля «Илга дярини» Виктор Павлович принял участие в Межрегиональном Смотре деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в республике Бурятия в городе Улан-Удэ, в национальном празднике хэджэ национального уезда город Тунцзян. В 1991 году Александр Васильевич Курочкин предложил перейти в клуб художественным руководителем и дал квартиру. Здесь он начал писать свои первые стихи, рассказы и песни, стал участником народного фольклорного ансамбля «Илга дярини».
Где бы ни жил, не работал Виктор Павлович, его всегда тянуло к музыке, ему близко песенное творчество. Песни его очень эмоциональны. Поэт тонко чувствует природу, особенно свою – Амурскую. Это его мир – необъятный для вдохновения и широкий. В его стихах звучат гражданские мотивы, в своих стихах пытается передать тревогу за окружающий нас мир, экологию.
В настоящее время работает хормейстером и является руководителем детского фольклорного ансамбля «Андарканди» («Друзья»), уже не одно поколение детей выступает в этом коллективе. Детский фольклорный ансамбль «Андарканди» («Друзья») был образован в 1998 году, при сельском Доме культуры села Джари. В первый состав входили дети: Люба Гибирюлина (сейчас она стала хореографом-руководителем образцового ансамбля национального танца «Силакта» в межпоселенческом центре нанайской культуры), Аня Бельды, братья Эдик и Никита Пассар, Ваня Гибирюлин, Женя Чаадаева (солистка) участвовала в краевом телевизионном конкурсе «Песенка за песенкой», также в конкурсе принимали участие Катя Гейкер, Владислав Бельды, Галя Гейкер, этот конкурс дважды проходил в селе Троицкое. Участников ансамбля приглашали для участия в праздничных мероприятиях: в ЦВР, школу №3, краеведческий музей, школу №1, Дом культуры села Троицкое. На занятиях кружка дети занимались постановкой голоса, исполняли популярные песни Владимира Шаинского, и других детских композиторов. Изучали и исполняли песни нанайских авторов таких как: Анна Ходжер, Раиса Баранова, Валентина Гейкер. В этот период Виктор Павлович заключил трудовое соглашение с композитором Владимиром Лакеевым о предоставлении 10 нанайских песен его произведений, также стал использовать нанайские песни в обработке Николая Менцера.
В настоящее время в ансамбле занимаются дети в возрасте от 8 до 13 лет. Главной целью является возрождение, сохранение и развитие нанайской культуры, через обучение игре на забытых нанайских музыкальных инструментах, пению нанайских песен, воспитанию высокой исполнительской, сценической культуры и мастерства. Учебная программа ансамбля предусматривает знакомство с основами музыки народов Приамурья. Развитие метроритма, слуха и навыков элементарного исполнительства, умение слушать и слышать ритмический узор музыки. Освоение актерской игры, релаксация, первоначальное знакомство с ритмами народов Дальнего Востока, дальнейшее развитие музыкальной культуры, личности ребенка. Приоритетным направлением ансамбля является выявление и поддержка талантливых детей, пробуждение у них интереса к культурному наследию нанайского народа, воспитание чувства гордости за свою малую родину.
Ансамбль ведет активную творческую деятельность, в весенне-летний период участвует в приеме иностранных туристов, для которых показывает игру на национальных музыкальных инструментах. Детский фольклорный ансамбль «Андаркади» по результатам прослушивания Николая Диденко (солиста Большого театра московской академии хорового искусства), ансамбль участвовал в проекте дальневосточного фестиваля «Белый пароход. Поющие реки России» в 2011 году в августе. В2013 году ансамбль также принял участие в 9 дальневосточном фестивале детского музыкального творчества «Белый пароход. Поющие реки России».
Кроме детского ансамбля является руководителем вокальной группы «Дярикта» («Боярышник») и вокальной группы «Журавушка». Виктор Павлович пишет музыку на свои стихи и на слова других поэтов, сотрудничает с нанайской поэтессой Анной Ходжер, нанайским писателем и поэтом Константином Бельды, занимается аранжировкой песен. Современные ритмы сочетает с национальной мелодией.
Творчество Виктора Павловича неразрывно связано с историей и духовной культурой народа нанай и отражает большую любовь к дальневосточному краю, к своему народу и малой Родине. Его песни постоянно принимают участие в районных, краевых конкурсах. Песня «Андана, ирусу!» («Друзья, заходите!») на стихи Анны Петровны Ходжер стала визитной карточкой нашего центра. Тексты песен автор пишет на родном нанайском и русском языках. Постоянно находится в творческом поиске, занимается возрождением и изготовлением забытых нанайских музыкальных инструментов: дучиэкэн (скрипка), пиокян (свистулька из оленьего рога с одним звуковым отверстием), бунику (большие трубы манки на изюбря и копытного зверя), копя (камышовые погремушки), дяри мо (музыкальное бревно). Большой энтузиаст своего дела, всей душой болеет за свои творческие коллективы, работает над обновлением репертуара, создает новые произведения. Так в феврале 2016 года выходит новый сборник его произведений «Песни души», презентация этого сборника состоится в юбилейный день рождения Виктора Павловича, выход этого сборника состоялся благодаря финансовой поддержке Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры. Неоценимый вклад в создание сборника внесли заведующий отделом традиционной культуры Надежда Ефимовна Кимонко и специалист отдела традиционной культуры Юрий Васильевич Бокурей.
Конечно, работать и творить невозможно без прочного надежного тыла, всегда рядом с ним находится жена Галина Гавриловна, верный спутник по жизни. Жене Галине Виктор Павлович посвятил немало песен и стихотворений. Супруги вырастили и воспитали четверых детей, которые заняли достойное место в жизни: дочери Виктория и Вероника имеют семьи и работают, одна музыкальным работником и воспитателем, другая судебным приставом, сыновья Владислав и Павел женились, работают прапорщиком и инженером-механиком, у всех высшее образование, внук Павел отслужил армию, внучка Олечка солистка детского фольклорного ансамбля «Андарканди», серьезно занимается большим теннисом. Остальные внуки: Коля, Кирилл, Ксюша, Анюта, Соня и Катя еще маленькие.
Дорогой Виктор Павлович поздравляем Вас с Днем рождения! Примите от коллектива центра нанайской культуры самые искренние пожелания! долгих лет жизни, крепкого здоровья, счастья, достатка в доме и творческих успехов!
Светлана Оненко,
директор Межпоселенческого центра
нанайской культуры села Джари
Нанайского муниципального района
Хабаровского края.