Уникальная выставка открылась в Хабаровске

В Хабаровском художественном музее открылась уникальная выставка декоративно-прикладного искусства коренных амурских народов. Хабаровский край уникален в первую очередь тем, что восемь этносов считают его своей исторической родиной. Негидальцы, ульчи, орочи, эвены, эвенки, нивхи, удэгейцы и нанайцы – соль приамурской земли, прямые наследники древней духовной культуры. Дух захватывает: первые завитки, которые нашли, – на базальтовых камнях Сикачи-Аляна. Ученые считают, что им больше тринадцати тысяч лет. То есть, когда по дальневосточной земле бродили мамонты и дикие лошади, когда Сахалин был полуостровом, люди уже украшали себя завитками, похожими на амурские орнаменты.

- Алексей Окладников, археолог, историк и этнограф, пришел к выводу, что ульчи, удэгейцы, орочи и нанайцы являются палеоазиатами, но не по языку, как нивхи, а по культуре. Те сосуды и черепки, которые находил Окладников, были с уникальным узором-плетенкой, который сегодня можно встретить на национальных халатах, - рассказала Нина Дружинина, глава администрации национального села Сикачи-Алян.

Благодаря президентскому гранту для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства Дальневосточный художественный музей представил выставку «Амур – река традиций». Это часть проекта «Амурский ренессанс», направленного на выявление и решение комплекса проблем, связанных с сохранением традиций и популяризацией культурного наследия коренных народов Приамурья.

- Сотрудники музея съездили в села Троицкое и Сикачи-Алян, для того чтобы познакомиться с мастерами – носителями амурской культуры. Помимо этого мы долго работали и напечатали каталог выставки, - рассказала Татьяна Манухина, соавтор проекта. – Методисты Дальневосточного художественного музея разработали образовательную программу, которая включает в себя лекции, экскурсии и четыре мастер-класса народных мастеров – носителей культуры.

Всего лишь 150 уникальных экспонатов из богатейшей коллекции, насчитывающей более трех тысяч экземпляров. Представьте, какое богатство скрыто в музейных запасниках только лишь потому, что никак не получается Художественному музею прирасти дополнительными площадями.
Давно пора появиться и Центру истории и культуры коренных амурских народов. При коммунистах не было воли и желания, сегодня нет денег.


Странная история получается: шедевры амурских мастериц замурованы в запасниках, удивительный древнейший артефакт возрастом более четырех с половиной тысяч лет - керамическая фигурка, названная Амурской Нефертити, увезена за тысячи километров в Новосибирск. Мы возмущаемся грабительством французов или англичан в Египте, а сами… Если от Хабаровска до Новосибирска около пяти тысяч километров, то от Египта до Лондона чуть более трех с половиной тысяч. Для многих представителей амурских народов даже съездить в Хабаровск - роскошь невиданная, небогато живут люди, а уж в Новосибирск слетать полюбоваться на шедевр, изготовленный предком, сами понимаете, воспринимается как издевательская шутка. Вот и довольствуются сегодня коренные амурские народы муляжами артефактов. Слава Богу, что не догадались в Новосибирск отправить базальтовые сикачи-алянские камни с петроглифами.
Конечно, русский глаз, заточенный под грубых красных петухов, радует многоцветье амурской плетенки. Но чем сильнее вглядываешься, подчиняясь четким ритму и темпу, словно попадаешь в невиданный мир, в другую Вселенную. Там дракон добрый и красивый, не чета Змею Горынычу. Испокон веков он смотрит на свои амурские народы и слегка улыбается. А его чешуя, вышитая на спинах праздничных халатов невест, защищает от нападения злых духов. У мужчин такого нет, он сам должен уметь защищаться от врагов, в том числе и инфернальных. Там мироздание создали утки, ныряя в мировой океан за песчинками. Словно волна Мангбо Хэ, образы появляются и исчезают, уступая новым. Главное, не спугнуть ни словом, ни жестом. Это амурское искусство слишком тонко, слишком деликатно в своей непохожести, в своей древности. Иначе не оживет трилистник на негидальском кумалане, а это растение лечебное. Лечит и душу, отгоняет злых духов. А уж это сегодня редкая и бесценная способность.
В трех залах Дальневосточного художественного музея – 150 экспонатов, произведения декоративно-прикладного искусства нанайцев, ульчей, удэгейцев, нивхов, негидальцев, эвенков, эвенов и даже айнов. Представители этого легендарного народа жили и на Амуре. Есть и потомки. Временной диапазон экспонатов - со второй половины девятнадцатого века по наши дни. В экспозиции представлены все виды традиционного искусства народов Приамурья: халаты, ковры, изделия из бересты, тальника, дерева, ритуальные предметы для медвежьего праздника, авторские произведения.

- Культура коренных народов Приамурья – культура реликтовая, несущая в себе черты глубокой архаики, и поэтому она требует к себе и большего внимания, и большей защиты. В последнее время особенно остро ощущается, что чем древнее и традиционнее культура, тем быстрее она буквально рассыпается под нажимом урбанизированной современности, - рассказала Татьяна Манухина, автор проекта.

Елена Киле, член Союза художников России, мастер, знаток и хранитель нанайской культуры, более 47 лет обучает детей и молодежь основам. По ее словам, в конце прошлого столетия остро стоял вопрос сохранения и развития национальной культуры.
- А как развивать? Тогда были строгие каноны. Чуть ярче, чем нужно, человек сделал или не тот материал взял, и его ругали. А это неправильно. Время идет, культура не может стоять на одном месте, поэтому, сохраняя то, что мы имеем, нужно национальное искусство еще и развивать, - считает Елена Киле. – А развитие есть. И хорошее.
И как доказательство – работы современных авторов, которые можно увидеть на выставке. Собственно, современность всегда находила отражение. Например, среди узоров на одном ковре зоркий глаз различит серп и молот, на другом – в центре круг, а там надпись – «Великая Отечественная война».
Идейный вдохновитель и куратор выставки – Антон Ковальчук, кандидат культурологических наук и сотрудник Дальневосточного художественного музея.
- Остро стоит у нас в музее вопрос о постоянной экспозиции и выставочном оборудовании. Мы, конечно, пытаемся решать эти проблемы. Конечно, искусство коренных малочисленных народов, как и любое искусство, идеологично. Оно не существует в вакууме. Мы постарались это показать на выставке.
- В чем особенность, уникальность декоративно-прикладного искусства коренных амурских народов?
- Народы, живущие при общинном строе, выработали и сохранили сложнейшие системы орнаментики. Когда мы смотрим на эти орнаментальные мотивы, понимаем, что это сплошная геометрия. И это не примитивно. Это сложнейшие соотношения линий, размерности, гармония цветовых решений.
- Для чего нужно сохранять это искусство?
- Во-первых, мы прекрасно знаем, что многообразие культурной картины мира поддерживает жизнь культуры. А без нее нет самоидентификации. Нет самоидентификации, нет и народа. Чем разнообразнее, тем мы богаче.
У одной мастерицы умер кто-то из соседей. Она родственникам изготовила особый коврик, чтобы хоть как-то проще, легче переносилась беда. Назвала она его «Коврик скорби». Сколько же скрыто, сколько еще предстоит открытий в изучении этих амурских узоров!
И еще. За счет гранта музей приобрел выставочное оборудование – сенсорные киоски, аудиогиды, с которыми можно ходить по выставке.

Юрий Вязанкин
Фото автора

https://khabarovsk.md/culture-art/18396-unikalnaya-vystavka-otkrylas-v-habarovske.html

Поделиться

0
АКМНС
Оцените автора
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.