ПЁТР ЛЕОНТЬЕВИЧ ДЕЧУЛИ – к 100-летию со дня рождения

В 2017 году исполняется 100 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств, основателя фольклорного песенно-танцевального ансамбля «Гива», замечательного человека и талантливого педагога  Дечули Петра Леонтьевича.

На высоком берегу могучей реки Мангу - так звучит по –ульчски название реки Амур-раскинулось село Булава. Живут здесь простые и трудолюбивые люди.

Село Булава расположено на правом берегу реки Амур, в 62 км от районного центра (с. Богородское), в757 км от краевого центра (г. Хабаровск), в 324 км от ближайшей железнодорожной станции (Комсомольск-на-Амуре). Село является центром национальной ульчской культуры, булавинцы – многонациональная семья, бережно хранящая традиции, культуру, историю села и её создателей.

Об истории возникновения селения и о том, почему оно так стало называться, рассказывается в одной из  ульчских легенд.

В давние времена на тот берег Амура-Мангу, где сейчас находится село Булава, приехали люди. Они облюбовали это место, так как оно было заслонено от морских ветров сопками, покрытыми девственной тайгой, а на противоположном берегу Амура простирались пойменные луга, изрезанные многочисленными протоками и маленькими озерами, изобилующими рыбой, где гнездились перелётные птицы и обитали пушные звери. 

Среди людей, облюбовавших это богатое зверьём и рыбой место, находился шаман – даи сагди ни, у которого был посох-булау  (так на ульчском языке называется посох шамана).  С помощью своего посоха старый шаман помогал людям во всем: в обустройстве жилья, в лечении сородичей от разных болезней, просил таёжных духов помочь охотникам добыть зверя, а для рыбаков у хозяина воды - хорошего улова. И именно в честь этого шаманского посоха-булау селение стало называться Булавой.   Так гласит ульчская легенда, послужившая основой для создания красивой песни, написанной нашим замечательным земляком Петром Леонтьевичем Дечули (слова и музыка автора):

Булаву бипу,                              Живём в Булаве

Мангу кирадуни.                       На берегу Амура.

Мэн гасанду бипу,                    Живём в своей деревне,

Барачуми бипу.                         Радуясь, живём.

 

Булава нёдули.                          Булава красивая.

Булава нгэгде.                           Булава светлая.

Дуйлэпу дуэнтэ,                       Сверху сопки,

Вайлапу Мангу.                        Снизу Амур.

 

Тинэпун сагдумди,                   Шаманский посох (палка)

Гэлбун Булава.                          Дал название Булаве.

Мангаду дяпчаха.                     Когда трудно жилось,

Тинэпу бэлэчихэ.                      Посох помогал.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ К.П. ДЕЧУЛИ.

Отец своим днем рождения считал 7 ноября 1917 год, но официально в документах записано 18 июня 1917г.

Клан Дечули жил в стойбище Удан (близ села Мариинское).

Считалось, что у рода Дечули есть свой покровитель – небесный старичок – маси. И когда в стойбище начинала свирепствовать эпидемия, ульчи, не знавшие врачей, обращались к невидимому небесному старику. Для этого из чоӈко – отверстие над окном, протягивали к шесту веревку так, чтобы она коснулась стен. Старейший из рода махал лебедиными крыльями и звонил в колокольчик. Веревка и шест, думали люди, передадут небесному покровителю (словно телефонный провод) сигналы земного бедствия. И, когда во время болезней один за другим умирали мальчики, эта беда чуть не постигла маленького Петю; и тогда шаман властно приказал его родителям переодеть в девочку. Часто наш отец рассказывал нам о том, как до пяти лет он ходил в девичьем халате и заплетал две косички. Обманули ли они судьбу или небесам было известно о его предначертании, но Петр выжил и стал уважаемым и заслуженным человеком.

С 1924 г. учился в школе, где первой учительницей была Волынская Александра Ивановна. В 30-е годы жители стары

х стойбищ Удан, Мурка, Пульса переехали в с.Булава, которое стало крупнейшим ульчским поселением. После школы отец поступил в Николаевское –на –Амуре педагогическое училище, которое блестяще окончил в 1937г.

В этом же году был принят в ряды ВЛКСМ. Секретарь комсомольской организации с 1938г. по 1945г. Был членом Пленума РК ВЛКСМ. В феврале 1945г вступил в КПСС Окончив педучилище, работал в с.Аури в начальной школе, затем 12 февраля 1940 года направили в Калиновскую школу. К этому времени он был женат, и имел двух маленьких дочерей. Жил он с семьей в маленьком домике. В зиму 1941-42г. семью постигла страшная трагедия – замерзла его жена. Остались на руках у отца две маленькие дочки. Младшей было всего несколько месяцев. В 1945 году П. Л. Дечули женился на моей матери Ангиной Антонине Леонтьевне.

Когда началась Великая Отечественная война, многие комсомольцы ушли на фронт среди них: Кагу Василий Мефодьевич, Кавта Павел Николаевич, Урангин Геннадий Васильевич, Иван Кутуку, Дечули Павел Константинович, Куйсали Павел Николаевич, Дечули Ие (Иван) Павлович, Еюка Василий, Холгой Григорий…

В 1944г. демобилизовался Кавта Павел и сразу включился в работу. Вернулся и Урангин Геннадий Васильевич, он создал комсомольско-молодежную бригаду, где царила высокая дисциплина и данная норма на каждого комсомольца - 75 килограммов рыбы выполнялась и перевыполнялась.

Мой отец заведовал сельской библиотекой.

Привлекал читателей оформлением книжных выставок, выпускал стенгазеты на злободневные темы и усиленно работал над созданием творческого самодеятельного ансамбля, который родился в 1956 году. Отец был вхож в каждый дом, беседовал со всеми людьми, по крупицам собирал этнографические и фольклорные « зерна», агитировал народ участвовать в ансамбле. Идею создания национального ансамбля поддержала  интеллигенция в лице сельских учителей - Киле Кириса Кангановича,  Росугбу Ирины Николаевны, Еюка Анны Георгиевны, Дечули Павла Константиновича, Росугбу Юрия Николаевича, а также колхозников и учащихся школы. Но главным генератором идей была наша мать, мастерица по пошиву национальных костюмов, Антонина Леонтьевна Дечули.

В ту самодеятельную пору, когда было становление ансамбля, отец с матерью  покупали материал на свои скромные зарплаты и шили костюмы для выступления. Неоценимую помощь им оказывали знаменитые мастерицы села: Очу Лукьяновна Росугбу, Нина Константиновна Ходжер, Чима Тимофеевна Дечули…

В это время активно проводились репетиции, шла подготовка к концертам…

«Оглянитесь вокруг- говорил молодым участникам ансамбля отец - понаблюдайте за жизнью птиц и зверей. Посмотрите, как ходят волны на Амуре, как управляет ими ветер. Запомните все мелочи. Чайка, отрываясь от воды, стряхивает с оперения легкие капельки… Рыба, попавшая в сети, бьется плавниками… вот это и есть основа танца». В том же году были поставлены танцы «Рыбки в воде», «Утята и коршун»…

1954год - год первой постановки танца «Сбор ягод».

Волнений было много и у первых танцовщиц, и у постановщика, но, однако, все было принято на «Ура!».

Надо сказать, что «артисты» сначала  ставили спектакли,  затем запели и затанцевали; то есть в ДК, возглавляемом Дяфу Борисом Ивановичем, начали работать драматический, вокальный, танцевальный кружки. Сочинительством и переводами занимался, конечно, П.Л. Дечули. Музыкально - драматическая композиция «Любовь каюра», «Как нани счастье нашли» и уже солидный репертуар песен лирических и патриотических, веселых танцев - все это позволило в 1956году назвать ансамбль народным - это год рождения «Гива» ( «Рассвет»).

Славу ансамблю принесла в 1965г. танцевальная сюита «Мы нашу сказку сделали былью», показанная в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности.

22 ноября 1965г. моему отцу -Дечули П.Л.- присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Отец всегда говорил : «Я с большой любовью и благодарностью вспоминаю всех, кто шел рядом со мной, поддерживал и  закладывал основы ансамбля»…

Шли годы. Коллектив ансамбля окреп, выросли специалисты -хореографы: Росугбу Иван Павлович, Дуван Надежда Даниловна, Росугбу Надежда Петровна. Я с гордостью говорю о состоявшемся творческом дуэте: отец и дочь Дечули. Отец - Петр Леонтьевич – сочинит  и бегом к дочери Лилии Петровне и рождается новая песня… Разве не замечательно теперь видеть в сборниках песен рядом имена отца и сестры.

Большое эмоциональное и психологическое значение на отца имел приезд русского хореографа Т.Ф. Петровой-Бытовой[1]. Она помогла воплотить в жизнь некоторые замыслы с большим тактом и пониманием природы наших танцев.

И люди видят - на сцене танцуют именно ульчи, а не коряки, чукчи…

12 июня 2007г в день России в Булавинской художественной школе были открыты две мемориальные доски: в канун 70-летия Дмитрия Ивановича Ангина - создателя историко - этнографического комплекса, директора художественной школы и 90 – летия  П.Л. Дечули - основателя народного ансамбля «Гива», заслуженного работника культуры РСФСР. Трудно переоценить важность этого события.  Всякий раз, когда я смотрю на эти две мемориальные доски, на которых изображены  родные лица, то испытываю сильнейшее волнение,  радость  и благодарность всем, кто организовал это мероприятие. В частности - автору проекта - районной АКМНС, ведущему специалисту районной администрации Одзял Марине Андусовне, компании «Эксон Нефтегаз Лимитед»  за финансовую поддержку, за уважение к памяти отца, за то, что начатое отцом дело, успешно продолжается.

Наши родители - Петр Леонтьевич и Антонина Леонтьевна, понимающие важность образования, сумели всем восьмерым детям дать возможность обретения достойного образования: Лиля - музыкант, Светлана - врач-педиатр, я - педагог с высшим образованием, Зинаида –режиссер- речевик, Дмитрий  -охотовед, Сергей - специалист по химчистке, Георгий - электромонтер, Леонтий - телемастер.

О творческой династии не приходится говорить, так как ни один из 14 внуков не стал танцором.

Отец всю свою жизнь работал, вел большую общественную работу; но когда занемог, стал просить властей о помощи: об улучшении жилищных условий. В 1976 году написал письмо секретарю РК КПСС т.Щеглюку А.Ф.: «Помогите получить квартиру в г. Хабаровске»…

В 1977 г. аналогичное письмо было отправлено в крайком КПСС т.Черному А.К. и председателю крайисполкома Подгаеву.

1978 г.- в отдел Севера Сов.Мин.РСФСР.

1979 г.- Ген секретарю ЦК КПСС т.Брежневу Л.И.

1980 г - в райисполком - о благоустроенной квартире в с. Богородском. 28 января 1983 г пришел ответ от Бондаренко В.С. -

председателя райисполкома, что будет построен дом в с.Булава в 1984 году.

От тяжелой болезни наш отец скончался 29 марта 1988 года.

Из воспоминаний Петра Гонтмахера[2]

С Петром Леонтьевичем Дечули меня познакомила музыковед Н.А.Соломонова. Это был небольшого роста красивый человек. Его лицо светилось какой-то особой, присущей только ульчам добротой. Я был поражен его обширными знаниями в области поэзии, теории танца, философии, живописи…

В это время Петр Леонтьевич работал библиотекарем. Он мог часами рассказывать об известной всем Айседоре Дункан, гениальном теоретике театра и танца  Гордоне Крэге, творчеством которого восхищался К.С. Станиславский, об исследователе танца Л. Д. Менделеевой, жене великого Александра Блока...

П. Л. Дечули в своем творчестве стремился соединить замечательную пластику танца прошлого и дыхание его современных черт. Он любил повторять слова А. Дункан: «Танец будущего — это танец далекого прошлого».

В каком-то смысле танец прошлого Дечули мог изучать по тем его образцам, которые он видел непосредственно в жизни, ведь ульчи во многом сохранили танцевальный ритм прошлых веков, дыхание того танца, которое было знакомо их предкам и многие столетия тому назад.

В ульчских танцах, поставленных П. Л. Дечули, были использованы те глубокие знания о природе танца, которыми владел Мастер. Н. А. Соломонова приводит этнографическое описание двух танцев Дечули.

Первый танец называется «Коромысло не мужское дело». «В прошлом, — рассказывает Петр Леонтьевич, — существовал обычай, по которому только женщины носили воду, но некоторые молодые люди пытались помочь своим возлюбленным, брали у них коромысла. Правда, без привычки у них это получалось неуклюже и комично. Кроме того, это делалось скрытно, незаметно для окружающих, иначе бы их высмеяли. Девушки с сожалением смотрели на неловкость парней и старались им помочь. Так получалось, что возлюбленные несли воду вместе. Им было весело и легко». Эти этнографические штрихи легко и пластично вошли в канву танца П. Л. Дечули. Танец получился каким-то светлым и солнечным, жизненным и утверждающим добро и любовь.

В другом танце — «Пондо» — прославляются народные мастерицы-вышивальщицы, умелые обработчицы рыбьих шкур. В движении танца, в его ритме отражен процесс работы умельцев. Сопровождает танец незатейливая, несколько кокетливая народная мелодия, как бы выражающая любование мастериц своей работой. Этот танец демонстрирует талантливость ульчского этноса, их национальную эстетику, любовь к узору, к вечному стремлению познать красоту.

Можно приводить описание десятков танцев, поставленных замечательным хореографом-ульчем, нашим современником П. Л. Дечули, и все равно будет трудно передать тот настрой, ту духовную наполненность и образ мыслей, которые помогали ему выстроить особую систему танца. Эта система своими корнями уходила в прошлое, но оживала только в контексте сегодняшних дней. Эта система П. Л. Дечули.

Петр Леонтьевич часто цитировал мысли великих людей о культуре, искусстве, танце. Однажды он сказал: «Чувство ритма имеет природное, биологическое происхождение (дыхание, биение сердца и т. п.). Оно усиливается при различных трудовых процессах (яркий тому пример — многократно повторяющиеся движения при выделке шкур)».

Я до сих пор не знаю, кому принадлежит это высказывание. А может быть, это его мысли. Наверное, немногие знали, что П. Л. Дечули обладал прекрасной памятью. Он цитировал многих поэтов, писателей, философов. Впрочем, многие аборигены Амура также обладали отличной памятью. Я вспоминаю своего друга нанайца доктора философских наук Ю. А. Самара, он наизусть читает большие отрывки из книг М. А. Шолохова «Поднятая целина» и «Тихий Дон».

Видимо, знание теории танца значительно помогло П. Л. Дечули в его творческой лаборатории по построению концепции ульчских национальных танцев. Я бы очень хотел, чтобы об этом он также написал в своей книге об ульчских танцах, книге, которую он мечтал написать...

Может быть, П. Л. Дечули помогало в его работе то, что он обладал философским мышлением. Вообще он был философом от природы, и это как бы пронизывало все его творчество. К сожалению, Петр Леонтьевич Дечули не успел написать книгу о танцах. Но и то, что он оставил нам в своем творчестве, — богатство, которое мы должны беречь.

Я вспоминаю наш разговор с Петром Леонтьевичем.

-Трудно сочинять танцы,- говорит Петр Леонтьевич. – Очень трудно… наверное, так же трудно, как и музыку - композитору или стихи – поэту… Немаловажное значение имеет житейский опыт. Всё виденное и пережитое. Конечно, те или иные движения сами по себе не приходят. Петр Леонтьевич берет их из жизни.

Чтобы сочинить танец об охотнике, надо обязательно побывать на охоте. Увидеть своими глазами, как охотник ставит капканы, преследует дичь… Тогда рисунок танца получится реалистичным.

_________________________________________________________________________

[1] Заслуженный работник культуры РСФСР, старший преподаватель кафедры языка, фольклора и литературы факультета народов Крайнего Севера педагогического Института им. Герцена

 

[2] Первый исследователь- этнограф, доктор исторических наук, профессор

_________________________________________________________________________

- Нужны личные наблюдения, и еще раз личные наблюдения, - любит повторять П. Л. Дечули, - за природой, за растениями, знать повадки птиц, рыб…

Кажется, чего проще – полёт чайки. Но Петр Леонтьевич специально выезжает на озеро Кади. Неподалёку от него расположен остров Чаек. Он долго присматривался к ним: как птицы ныряют в воду, как ловят рыб… И всё это занос

ил в свой альбом, с которым никогда не расставался. Петр Леонтьевич хорошо рисует. У него в альбоме можно увидеть наброски бабочек, рыб.

-Без альбома нельзя, - говорит он. – В памяти всё не удержишь. А чешуя рыбы, перо птицы, крыло бабочки – всё это я использую для орнамента. Ведь каждый танцевальный костюм должен иметь определенное лицо.

Петра Леонтьевича часто видели на колхозном стане или в рыбацком посёлке с танцевальным коллективом. Он не только выступал с концертами, но и рассказывал о лучших представителях советской балетной школы.

Особенно Петр Леонтьевич гордился своей старшей дочерью. Старшая – Лилия – пошла по стопам отца:  сочиняет танцы, ульчские песни, скороговорки.

-Сама бы я не справилась, - признается Лилия, - Бывает, готовлю какой-нибудь танец или песню. День или два бьюсь над одним тактом, и ничего не получается. Вот и обращаюсь к отцу. Он всегда охотно приходит на помощь.

Так родился  танец «Воронята».

-С детьми работать трудно, - предупреждал меня отец. С ними надо начинать с самых простых элементов. И от простого переходить к сложному. Ведь танец для детей должен быть увлекательным, игровым…

Танец-это хрустальный мир, вобравший в себя не только народные традиции, но и порывы души.

В семье Дечули все танцевали. А семья у них была довольно большая: четыре дочери и столько же сыновей. И хотя у старших свои семьи, свои заботы, но они никогда не забывали отчий дом. Находили время выступить и в танце, подготовленном их отцом. Даже  Антонина Леонтьевна с большим удовольствием участвовала в художественной самодеятельности.

ДЕЧУЛИ ЛИЛИЯ ПЕТРОВНА

Дело Петра Дечули продолжила его дочь Лилия, которая стала первым ульчским композитором. Закончила училище искусств и консерваторию в Санкт-Петербурге. Созданные Лилией Петровной  песни, на стихи П.Л. Дечули,  и мелодии звучат теперь на всех концертах и фестивалях.

Петр Леонтьевич вырастил замечательную смену. Уходя на пенсию в 1972 году, он передал эстафету творчества своей дочери и ученице Лилии Петровне Дечули.

Мелодия — песня — танец — этот сплав жанров стал возмо­жен благодаря редкому — с по­луслова, полутакта — взаимопо­ниманию Петра Леонтьевича и Лилии Дечули. Впрочем, что ж тут удивительного, если с детства Лиля была ученицей и еди­номышленницей отца, танцевала в его ансамбле, жила его забота­ми.

Слияние песни и танца — явление чисто фольклорное, и Лилия Петровна наследует и разрабатывает давние традиции, передает их своим воспитанни­кам. Несколько лет назад в средней школе Булавы она сформировала фольклорную группу. Занимались много и ув­леченно — днем в классе, вече­рами у Лилии Петровны.

Лирическая нежность с искор­ками доброго юмора — стиль детских песен Лилии Дечули. Их признание пока изустно: их любят и поют дети.

Им аплодиро­вали в Москве, когда четверо ребят из школьного фольклорно­го ансамбля  показывали песни на смотре художест­венной самодеятельности.

 «ГИВА»

Особая гордость жителей села Булава – коллектив художественной самодеятельности: нар

одный песенно-танцевальный ансамбль «Гива» (в переводе с ульчского – «Рассвет»), создателем которого являлся Петр Леонтьевич Дечули,

Он  был создан  в 1956 году.

П. Л. Дечули становится руководителем ансамбля “Гива”, с которым в 1957 году впервые выехал в г. Хабаровск на 1-й краевой фестиваль художественных самодеятельных коллективов. Все гости и участники фестиваля были в восторге от выступлений и национальных костюмов ансамбля из села Булава, занявшего 1-е место. В 1957 году в Хабаровске блистали Ыча Виктор Владимирович, Дуван (Одзял) Александра Даниловна, Дян Ольга Андреевна, Айдан Андрей, Дечули Семен Павлович, Данкан Надежда (Ная), Росугбу Ирина Николаевна, Даргачи Нина Даниловна, Росугбу Юрий Николаевич, Еюка (Гейкер) Анна Георгиевна, Дуван Василий Павлович, Дуван Алексей Гаврилович. На отборочном туре танец “Выделка рыбьей кожи” в исполнении Надежды Данкан попал на заключительный концерт в г. Москву. Солисты

-певцы Одзял (Дуван) Александра Даниловна и Ирина Николаевна Росугбу были записаны с песней “Вэнсэри” на грампластинку фирмы “Мелодия” в Хабаровске и Москве 3.

«Любовь каюра» - музыкально-песенная драма, которая положила в основу фильма киногруппа Хабаровского телевидения. Несравненное произведение П.Л.Дечули талантливого ульчского хореографа.

Со временем у руля ансамбля П. Л. Дечули сменили его ученики, в том числе и дочь Дечули Лилия Петровна в 1972 — 1973 годах, которая окончила Хабаровское училище искусств.

В 1973 — 1978 годы ансамблем руководила Куйсали Алла Павловна. Она окончила Биробиджанское культурно-просветительное училище по специальности хормейстер. В 1977 году ансамбль стал лауреатом первого Всесоюзного творчества трудящихся в Москве, а в 1978 году ему было присвоено звание народного коллектива.

В 1978 — 1984 годы ансамбль возглавляла Каник Любовь Геннадьевна, выпускница Хабаровского училища искусств по специальности хормейстер. В 1982 году “Гива” награжден дипломом лауреата премии Хабаровского Ленинского комсомола. В 1984 году в составе поезда Дружбы ансамбль совершил поездку по ГДР.

В 1985 — 1999 годы с ансамблем “Гива” работала Дуван Надежда Даниловна, она выпускница Хабаровского государственного института культуры по специальности педагог-балетмейстер. В 1985 году ансамблю присужден диплом лауреата Всесоюзного смотра художественного самодеятельного творчества, посвященного 40-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

В 1986 году “Гива” был приглашен в Москву для участия в показательных выступлениях лауреатов фольклорных ансамблей, посвященных ХХVII съезду КПСС. В 1986 году ансамбль награжден почетной грамотой за 1 место на краевом фольклорном фестивале. В 1987 году состоялись гастроли ансамбля в странах Западной Европы: Франции, Италии, Швейцарии, ФРГ, ГДР, а в 1988 году ветераны ансамбля А. И. Дяфу, Б. И. Дяфу посетили гг. Нью-Йорк, Вашингтон, Филадельфию (США).

В 1989 году “Гива” принял участие во Всероссийском фестивале молодежи Севера (г. Якутск), в 1990 году — в конкурсе балетмейстеров (г. Новосибирск), в 1991году — в концерте на презентации ООН в г. Москве. В 1995 году за участие в краевом фольклорном фестивале народов Севера “Гива” награжден Почетной грамотой. В 1995-96 годах М.С. Дуван, старейшины села Булава и Н.Д. Дуван, руководитель ансамбля “Гива”, в рамках культурного обмена посетили США. В 1998 году ансамбль принял участие во Всемирном фольклорном фестивале в г. Сиэтле (США, штат Вашингтон).

В период 1960 — 1990-х годов участниками ансамбля “Гива”, более 5-10 лет отдавших коллективу, были: Дяфу Анна Ильинична, Кавта Анна Алексеевна, Дяфу Борис Иванович, Бельды Борис Петрович, Дечули Антонина Леонтьевна, Дечули Клара Петровна, Хатхил (Дуван) Людмила Борисовна, Пассар (Дуван) Роза Ильинична, Дечули Мадо Сопчовна,

Корнеева (Марфан) Лидия Алексеевна, Ангина (Дуван) Виктория Георгиевна, Ходжер Наталья Владимировна, Еюка (Урангина) Капитолина Павловна, Росугбу (Дечули) Надежда Петровна, Дечули Валерий Петрович, Одзял Петр Петрович, Урангина Надежда Геннадьевна, Пластина Октябрина Ивановна, Дуван Юлия Станиславовна, Ыча Валерий Викторович, Пластин Илья Иванович, Куйсали Иван Васильевич, Росугбу Иван Павлович, Кай Сергей Иванович, Дуван Андрей Борисович, Ангина Клавдия, Урангин Сергей Анатольевич и многие другие.'

Вся творческая деятельность коллектива связана с возрождением, развитием и пропагандой самобытного искусства ульчского народа. Собирая и обрабатывая старинные песни и танцы, воплощая на сцене картины из жизни народа, сюжеты старинных легенд и сказаний, ритуалы и обряды ульчей, коллектив стремится полнее и ярче раскрыть духовное богатство своего народа.

Богат и разнообразен репертуар ансамбля. Большая заслуга в его формировании принадлежит Лилии Петровне Дечули, которая пишет тексты и музыку к песням. Танцы исполняются в сопровождении фольклорной вокальной группы ансамбля, которая была создана в 1985 году. В ней поют Дуван Вера Гавриловна, Росугбу Клара Павловна, Дяфу Анна Ильинична, Актанко Анна Александровна, Дечули Лилия Петровна — знатоки и носители ульчского языка.

Невозможно было не восхититься сплавом нежных мелодий, красочных костюмов и пластики национальных танцев, которые дополняли песни, исполненные в свойственной коренным народам импровизационной манере «что вижу, то пою». Но уровень мастерства был настолько высок, что поневоле испытываешь чувство гордости за тех, кто сумел соединить древние народные напевы с современным звучанием.

Творчество «Гивы»  получило всероссийское и международное признание. Сейчас в ансамбле танцуют уже внуки и правнуки первых его участников. В танце “Чайка над Амуром” — визитной карточке ансамбля “Гива”, солистами были Пассар (Дуван) Роза Ильинична (1958 г.), Дечули Лилия Петровна (1960 г.), Дечули Мадо Сопчовна (1964 г.), Дечули Клара Павловна (1970 г.), Росугбу Надежда Петровна (1978 г.), Дуван Надежда Даниловна (1980 г.), Бельды Вероника Борисовна (1990 г.), Кялунзига Ксения Максимовна (1998 г.)

Все годы ансамблю помогали создавать национальные сценические костюмы самые лучшие ульчские мастерицы и мастера прикладного искусства: Росугбу Очу Лукьяновна, Ходжер Нина Константиновна, Дечули Антонина Леонтьевна, Дуван Зоя Гавриловна, Дяксул Веня, Кялунзига Максим Максимович, Дечули Анатолий Владимирович, У Николай Николаевич.

Мария Чирикова (Дечули) писала в статье “Рассвет над Амуром”: “Оригинальное сочетание хореографического рисунка, пластики, вокала, костюмов создает законченное произведение этого жанра. Над постановкой хореографических сюит и театрализованных представлений работает руководитель ансамбля Надежда Дуван. … Признания ансамбль “Гива” добился благодаря усилиям хореографа Надежды Дуван, выпускницы Хабаровского института культуры, которая возглавила коллектив в 1985 году, в самом начале перестройки. В репертуаре ансамбля появились новые ульчские ритуальные танцы: “Шаманские ритмы”, “Дорога таежных людей”, “Мэври”, “Праздник бубна”, шуточный танец “Дянгири” (“Болтушки”), “Уури паняни” (“Мотыльки перед летней горбушей”), танцевальная картинка “Охота на нерп”, “Наталка” (имя парня по ульчской легенде), “Свадебный обряд” и другие.

Поражает бережное отношение хореографа к традиционным элементам национального танца. Основанные на народных преданиях, легендах, обрядах, танцы получили достойную оценку как зрителей, так и специалистов.

Сегодня ансамблем “Гива” руководит Веткан Галина Павловна.

 

Иванников Дмитрий

 

Поделиться

0
User
User
Оцените автора
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.