Несколько лет назад коллекцию Эрмитажа в Санкт-Петербурге пополнила негидальская шапка шамана. Ее автором была ученица восьмого класса средней школы села имени Полины Осипенко Алина Клюева.

Сегодня Алина учится в десятом классе и в числе остальных учеников школы продолжает постигать искусство рукоделия, быт и традиции одного из самых малочисленных коренных народов Севера - негидальцев - народа реки.

В Хабаровском крае, по данным последней переписи 2010 года, представителей этого народа проживает 480 человек, большинство - в районе имени Полины Осипенко - 215 человек.

Передавать и сохранять культуру этого народа стараются с раннего детства. А уже в районной школе дети учатся национальным ремеслам, познают особенности искусства своего народа. Помогает учителям в этом родовая национальная община «Осикта».

- В нашей школе учатся ребята из национального села Владимровка - негидальцы, эвенки, эвены. Наша цель - сохранить самобытность этих народов, и для этого работа ведется в разных направлениях, - говорит Вероника Гузенко, директор средней школы села им. Полины Осипенко. - Неоценимую помощь нам оказывает национальная община «Осикта», с которой мы сотрудничаем уже более четырех лет. С ребятами работают такие мастерицы, как Светлана Надеина, Дарья Надеина. Их работы известны не только у нас в стране, но и за границей. А началось все с небольших мастер-классов по национальному рисунку и спортивным играм. Затем это все переросло в более весомые проекты.

Первый такой проект назывался «Руками мастериц». Представительницы общины провели несколько мастер-классов по негидальскому орнаменту, который, кстати, легко можно отличить от орнаментов других народов Дальнего Востока - по трехлистнику. Негидальцы, к слову, очень ценят это растение, потому что раньше с помощью его отвара лечили многие болезни.

С каждым следующим проектом ученики при помощи осиктинских мастериц все больше углублялись в негидальскую культуру, начали изучать этномоделирование. Ребята с пятого по девятый класс под руководством мастериц пробовали разрабатывать, моделировать, шить кумалан.

- Кумалан - это ковер, сшитый из кусочков меха и вышитый негидальским орнаментом, - поясняет Вероника Михайловна. - Чаще всего он круглый, разного диаметра. Но вся работа - от выделки меха до сшивания деталей - выполняется вручную, она очень трудоемкая и поэтому ценная. На этномоделировании ребята узнают, какой мех нужен для кумалана, как он выделывается, как его правильно раскроить и сшить.

Еще одно направление - это изучение негидальской одежды, ее узоров. Директор школы подчеркивает, что дети на занятиях не просто учатся рисовать их или вырезать из бумаги, но и вышивать в традиционной технике.

- Несколько лет у нас работает мастерская, которая называется «Театр мод», руководит ею учитель технологии Отгон Елена, - рассказывает директор школы. - Одно из направлений театра - этномода, то есть создание одежды по мотивам национальной, но уже адаптированной к современности.

Но не только через декоративно-прикладное искусство узнает молодое поколение культуру негидальцев. Юлия Кабирова, учитель математики районной школы, работает над составлением сборника задач на основе традиций коренных народов Севера.

- Это еще один наш глобальный проект, который называется «Краеведение в математике», - продолжает Вероника Гузенко. - Задачи в сборнике такого плана - сколько шкурок, беличьих или лисьих, например, потребуется, чтобы сшить один кумалан, определенного диаметра. Такие задания развивают и предметные знания, и попутно напоминают о традициях коренных народов, проживавших на нашей земле.

Большая работа ведется не только в познании материальной культуры древнего народа, но и духовной. И как нельзя лучше в этом помогают сказки. Дети ставят старинные сказки на сцене и даже сочиняют свои. В прошлом году, на 90-летие района театральная группа сельской школы подарила своему району замечательную постановку по негидальской сказке «Одмун - серебряное копье». Еще одно важное достижение школы - участие в большом проекте русского географического общества и создание книги сказок на языках народов КМНС. Сказки для нее сочиняли сами ученики, а переводила их Дарья Ивановна Надеина - один из немногочисленных носителей негидальского языка. И как подчеркивает Вероника Михайловна, эта книга помогает педагогам школы во Владимировке при проведении внеурочных занятий по негидальскому языку.

- Если говорить о наших учениках, то они талантливые ребята. Большинство из них отлично рисуют, у них красивая каллиграфия, но чувствуется, что связывающая нить с их древними народами утрачивается, - сетует Вероника Гузенко. - Реализуя все эти проекты, мы стараемся сохранить и привить традиции малого народа учащимся, донести до них необходимость перенимать все лучшее, что в них есть.

Татьяна ЩЕРБАЧЕНКО
Источник: http://toz.khv.ru/special_issues/klassnaya_rabota/cherez_kumalan_k_iskusstvu_i_matematike/

Поделиться

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Youtube
  • Facebook

Главная | Войти

Copyright © 2016. Региональная общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края". При цитировании обязательна ссылка, указывающая на ресурс.


Адрес: 680000, Хабаровск, ул. Гоголя, 16-1.

Телефон/факс: (4212) 31-38-44

Эл. почта: info@akmns-khab.ru