Нивхи

нивхиВ имеющейся научной литературе известно два названия этого народа  — гиляки и  нивхи. Происхождение первого названия исследователи объясняли поразному. Сами же нивхи называют себя «нивх», что означает человек. По мнению Л. Я. Штернберга, который дал лингвистическое объяснение этого эндоэтнонима, самоназвание нивхов можно определить как «здешний». Нивхи являются одним из коренных малочисленных народов Дальнего Востока России. Территория проживания нивхов  — низовья Амура и остров Сахалин. В Хабаровском крае нивхи наиболее компактно проживают в Николаевском районе, некоторая часть — в Ульчском районе. Общая численность народа по переписи 2002 года составляла 5126 человека, в Хабаровском крае было зарегистрировано 2452 представителей этого этноса.

На сегодняшний день проблема этногенеза нивхов является не решенной. Среди ученых существует три гипотезы о происхождении нивхов. Первая из них — это автохтонная теория, согласно которой нивхи являются древними аборигенами нижнего Амура и Сахалина. Сторонниками ее были Л. И. Шренк, А. П. Окладников, А. М. Золотарев, А. П. Деревянко, М. Г. Левин и др. К такому выводу ученые пришли, исходя из анализа археологических и этнографических данных. Вторая гипотеза была выдвинута Л. Я. Штернбергом. По его мнению, нивхи занимали более северные территории, близкие к Арктике. В качестве доказательства исследователь приводил языковые параллели с американскими индейцами и некоторые особенности нивхской культуры. Третья теория — о  южном происхождении нивхов. Автором этой идеи был Б. Лауфер, а впоследствии Е. А. Крейнович, которые пришли к этому выводу на основе лингвистических исследований нивхского языка. Исследование этногенеза нивхов, не смотря на выдвинутые теории, и в 21 веке остается одним из актуальных вопросов в этнографической науке.

4459До недавнего времени нивхский язык условно входил в группу палеоазиатских языков, не имея с ними ничего общего. В последние десятилетия язык стали включать в группу изолированных языков. Многочисленные лингвистические исследования нивхского языка указывают на параллели с алтайскими и корейскими языками, обнаружены большие заимствования из тунгусо-маньчжурских языков. В соответствии с расселением нивхов язык имеет два диалекта: амурский и сахалинский. Некоторые языковеды выделяют еще восточно-сахалинский, северо-сахалинский, южно-сахалинский и амурский диалекты. В каждом из н454их существуют говорные отличия. После второй мировой войны активно начался процесс русификации нивхов, глобально изменивший языковую ситуацию. В настоящее время практически все нивхи, владеющие родным языком, являются билингвами, свободно говорящими также и по-русски. Официального статуса нивхский язык не имеет и используется в основном в семье при бытовом общении. письменность - на основе русского алфавита. Основным видом хозяйственной деятельности нивхов на протяжении столетий было рыболовство, которым они занимались круглый год. Вылов лососевых рыб играл важную роль в жизнеобеспечении народа, так как из них заготавливали на зиму юколу — главный продукт питания. Морской зверобойный промысел также имел большое значение в жизни нивхов. Мясо и жир нерп, белух, сивучей шли на питание, а шкуры использовали д457ля изготовления обуви и на хозяйственные нужды. Охотничий промысел на пушных и копытных зверей был не так сильно распространен, особенно у амурских нивхов. Но, в то же время, важное место занимала охота на птиц, как водоплавающих, так и боровых. Всеми вышеперечисленными видами деятельности занимались нивхские мужчины. Женщины в основном занимались также немаловажной работой — собирательством. Кроме ягод и орехов, женщины собирали съедобные корни, растения. На побережье Амурского лимана женщины занимались собирательством морских водорослей, моллюсков и ракообразных. Традиционная пища нивхов делилась на повседневную и ритуальную. Основным продуктом питания была рыба в разных вариантах: сыром, вареном, жареном, сушеном. Самой любимой пищей была юкола — засушенные пласты лососевых рыб. В пищу употреблялось также мясо лесных и морских животных, птиц и мясо собак. В рационе питания присутствовали и различные дикоросы: ягоды, коренья, орехи, съедобные растения, семена.

Нивхи амурского лимана употребляли в пищу морские водоросли, моллюсков и  ракообразных. К  ритуальным блюдам относились мясо медведя и студень из рыбьей кожи и ягод-мос. Издавна нивхские поселения располагались в местах рыболовных промыслов, по берегам и устьям нерестовых рек и морском побережье. Амурские нивхи занимали территорию в низовьях Амура и по обоим берегам амурского лимана. В одном поселении находилось 2—5 жилищ, в некоторых случаях насчитывалось до 20 жилых строений. В за
висимости от условий проживаний, благоприятных для рыболовства, морского зверобойного промысла, охотничьих угодий, нивхи имели два типа поселений — зимнее и летнее. Обычно переселение в них происходило весной и осенью. Все поселения имели свои названия, но, к сожалению, в XX веке постоянными сохранились 002названия зимних стойбищ, которые впоследствии стали поселками. В соответствии с типом поселения, различались и жилища. Этнографами выделено несколько типов нивхских жилищ. Так, зимнее жилище могло быть и полуземлянкой, и наземным строением. Летнее жилище строили на сваях над землей, а позже — прямо на земле. По размерам строение было довольно большим, так как в нем жило по нескольку нивхских семей. Жилища имели оконные отверстия, затянутые рыбьей кожей, входную дверь. В зимнее время жилье отапливалось с помощью дымоходов, которые шли от топки вдоль стен под нарами и выходили к трубе, установленной на улице. Внутри дома пол был земляной, в центре находилось место для очага, по трем сторонам стены располагали нары — место для сна и отдыха. По обе стороны от входной двери находились кухонные принадлежности и хозяйственные предметы. Традиционная одежда нивхов имеет много общего с коренными народами Приамурья. В древности для пошива одежды и обуви нивхи использовали природный материал: рыбью кожу, собачьи шкуры, шкуры морских и лесных животных. 332Позднее появилась одежда из тканей, которую продавали или меняли на мех китайские купцы. Одежда и обувь делилась летнюю и зимнюю, мужскую, женскую и детскую. Самой распространенной одеждой был халат, который носили и женщины, и мужчины. По покрою он напоминал кимоно, так как имел цельнокроеные рукава, запахивался на правую сторону. Длина халата варьирровалась в зависимости от пола — мужской халат был коротким, а женский — длинным. Зимний халат был утепленным, его простегивали ватой. Также зимой нивхи надевали шубу, сшитую из собачьих или лисьих шкур. Зимняя шапка была из меха лисы или оленя у мужчин, и из меха рыси или сшитая из ткани — у женщин. К верхней одежде прилагались различные аксессуары: пояс, нарукавники, рукавицы, наушники, юбкапередник. Летом мужчины носили шляпы конической формы, сделанные из бересты. Что касается обуви, то ее шили из рыбьей кожи на лето и из нерпичьей шкуры на зиму.

К нательной одежде относились штаны, которые были похожи на трусы, к которым в холодное время крепились штанины. По аналогии с разделением хозяйственной деятельности нивхов на мужскую и женскую, происходило и подразделение декоративного искусства. Мужчины работали с твердыми материалами, искусно их орнаментируя. 7813Это были изделия из дерева, металла, кости, камня. Мужчины занимались орнаментацией орудий охоты и рыболовства, предметов быта, а также ритуальных предметов. Таким образом, существовали веками созданные технологии обработки и орнаментации вышеуказанных материалов. С мягкими материалами: кожей, мехом, берестой, тканью — занимались женщины. При орнаментации одежды мастерицы использовали вышивку или аппликацию. Орнамент присутствовал на всех предметах быта, средствах передвижения и жилищах. В основном в орнаменте прослеживаются зооморфные и растительные мотивы. Очень древним элементом декора является спиральноленточный орнамент. Среди мастериц, недавнего прошлого, известны имена М. Роник, З. Агнюн, Ч. Тымыч, которые искусно владели технологиями обработки материалов и создавали оригинальные орнаментальные композиции.

814Многие украшения из меди, серебра приобретались у китайских купцов. В основном это были кольца, браслеты, нагрудные украшения, серьги, украшения для волос и подвески для халатов. По своему мировоззрению нивхи — анимисты, видевшие во всем окружающем мире живое. Так, по их представлению, в деревьях, утесах, реках жили хозяева. Все явления природы имели духов — хозяев воды, тайги, которым нужно было поклоняться и совершать обряды «кормлений», потому что от них зависело, будет ли удачной рыбалка или охота. Эти религиозные представления нашли отражение в целой системе культов — огня, животных, земли. Наиболее ярким примером такого верования является медвежий праздник, в котором отражены также и тотемистические представления нивхов. Весь мир, по представлениям нивхов, делился на три части: Верхний — небесный, Средний — земной и Нижний — подземный. В соответствии с этим, души умерших людей попадали в Нижний мир, души младенцев превращались в птиц и улетали на небо. Таким образом, у нивхов существовало представление о душе, которая имела способность возрождаться — реинкарнировать через какое-то время. Шаманизм как верование не нашло широкого распространение среди нивхов. В основном функция шамана сводилась к лечению больных с помощью духов-помощников. По представлениям нивхов болезни, смерти, неудачи являлись результатом действий злых духов, которые населяли все окружающее пространство и миры. Поэтому с ними боролись магическими способами и при помощи шамана. Так как болезни, по представлениям нивхов, являлись следствием воздействия злых духов, то у нивхов существовали  народные средства лечения. Способы лечения болезней можно отнести к следующим видам: магические способы, лечение с помощью шаманского камлания, лечение с помощью лекарственных растений, физиотерапевтические способы. Религиозные верования нашли отражение в использовании различных амулетов при лечении тех или иных заболеваний. Лечение с помощью шаманского камлания заключалось в магических и гипнотических действиях, которые в некоторых случаях излечивали от нервных заболеваний. Существовали деревянные амулеты от болезней конечностей, сердца, желудка и т. д. При заболеваниях широко применялись лекарственные растения, которые являлись довольно эффективными средствами. С015реди них: можжевельник, багульник, боярышник, лиственница и  др. Из растений готовили отвары, настои, порошки и мази. Часто использовали смолу и кору деревьев, листья, сок ягод. В народной медицине нивхи применяли также вещества животного происхождения: жир, желчь, печень. В качестве физиотерапевтических средств нивхи использовали массаж, компрессы, обтирания, обдымление, прижигание. Исследователями отмечено богатство и разнообразие нивхского фольклора. В нем выделяются предания, сказки, героический эпос, загадки, пословицы, поговорки. Среди повествовательных жанров наибольший интерес представляют тулгуры — предания, которые, в свою очередь, также имеют свою классификацию. В них отразились мировоззрения нивхского этноса, сведения о событиях далекого прошлого, а также сюжеты воспитательного характера. Определенный интерес представляют тылгуры, в которых повествуется о связи человека с представителями животного мира, их можно рассматривать как представления о первопредках нивхских родов. Музыкальный фольклор нивхов представлен лирическими песнями, песнями-плачами у  погребальных костров, шаманскими песнопениями, колыбельными, гостевыми песнями, речитациями и различными инструментал7аьными наигрышами. Наиболее древними из них являются речитации, исполняемые во время проведения медвежьего праздника. Речитации произносились во время игры на музыкальном бревне для создания определенного ритма ударам по бревну. Кроме музыкального бревна у нивхов существовали другие музыкальные инструменты: однострунный смычковый инструмент, варган, шаманский бубен. В целях возрождения традиционных видов деятельности в последнее время на территориях компактного проживания этносов стали появляться родовые общины, территориально-соседские общины и родовые хозяйства. В основном, в них входят представители коренных народов. В Николаевском муниципальном районе зарегистрировано 32 общины, из них 12 — не действующие. Видами деятельности общин являются рыболовство и охота. Научное изучение нивхов ведется с XIX века и по сегодняшний день. В имеющейся литературе авторы упоминают имена нивхов, которые внесли определенный вклад в исто9917рию нивховедения и стали яркими представителями своего народа. Известные исследователи нивхской культуры и языка Л. И. Шренк, Л. Я. Штернберг, Б. О. Пилсудский, Е. А. Крейнович и др. записали много интересного материала от таких знатоков, как: Койныт, Гибелька, Ниспайн, Паркызин, Чурка, Пулкун и др. В советский период начали свою научную деятельность и сами представители нивхского этноса: Ч. М. Таксами, Г. А. Отаина, В. М. Санги, Л. Б. Гашилова, М. Н. Пухта. Их исследования охватывают историю и культуру, язык и  фольклор, вопросы преподавания нивхского языка в школах и т. д. В настоящее время писательский и поэтический талант раскрывают Е. Гудан и Д. Вайзгун. Создает авторские учебники и пособия по нивхскому языку учитель А. М. Вингун. В области искусства стали известны имена художников и мастеров С. Гурка, Ф. Мыгун, В. Лампан. Материалы этнографов сохранили нам имена нивхских мастеров: лучшего резчика по дереву и металлу Вадуна, вышивальщиц Пырын и Хынын, которые жили в селе Кальма; Коскис — мастерицы из села Тебах. Продолжая художественный опыт своего народа, эти умельцы блестяще развивали традиции народного творчества в  своих оригинальных произведениях. Будучи художниками, эти мастера не порывали со своими повседневными занятиями: охотой, рыбной ловлей, строительством.

Поделиться

0
Рейтинг
Поделиться с друзьями
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края